  
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
			
         
          | НАШЕ ВРЕМЯ по авторам: | 
         
         
          |  
           | 
         
       
      
      
         
          | поиск по сайту: | 
         
         
           | 
         
       
      
      
      
      
      
      
      
      
      
     | 
    
    
        
          ГЛАВНАЯ   АРХИВ НОМЕРОВ   №197   ПОДВИГ   | 
         
        
          | Пароход "Челюскин", нашедший свою обитель на дне Чукотского моря  | 
         
        
          
Построенный в Дании советский пароход Челюскин предназначался для коммерческих грузовых перевозок. Пройдя испытания на прочность и проходимость, после нескольких пробных плаваний в 1933 году судно отправилось из Мурманска во Владивосток по маршруту ледокола «Сибиряков». 
  
Успешное начало пути не предвещало беды, но после первых встреч с огромными глыбами льда, экипаж стал готовиться к самому худшему. Вопреки всем прогнозам и стараниям экипажа, пароход «Челюскин» так и не достиг точки назначения, потерпев крушение во льдах Чукотского моря зимой 1934 года. Причиной трагедии стали ледники, которые в буквальном смысле слова – раздавили судно. 
  
Всего за 2 часа вся команда не только высадилась на льдину, но и успела вынести с борта все необходимое для жизни. Именно это впоследствии и помогло экипажу продержаться на ледниках достаточно длительное время. К сожалению, во время затопления парохода героически погиб завхоз экспедиции Б. Г. Могилевич. 
  
Целых 2 месяца 104 выживших участника челюскинской экспедиции, в том числе рожденная на «Челюскине» малышка, боролись со стихией в надежде на спасение. Начальник экспедиции Отто Шмидт делал все возможное для поддержания командного духа и веры в благополучный исход, периодически проводя лекции по философии и издавая стен. газету для членов экипажа. 
  
В апреле 1934 года все надежды оправдались – благодаря неоценимой работе многих полярников и специалистов авиации была проведена одна из самых сложных на то время спасательных операций. Всего было совершено 24 рейса, во время каждого из них летчики забирали людей с ледника и перевозили их в Ванкарем. Уже оттуда пострадавших и больных отправляли в больницы других городов, а наиболее выносливые члены экипажа преодолели пешком более 500 км, проходя до 70 км в сутки. 
  
Подвиг экипажа «Челюскин» стал толчком для развития северной авиации, строительства радио- и метеорологических станций, новых ледоколов и судов, предназначенных для плаванья в условиях Северного Ледовитого океана. 
  
Со временем, многие ученые пытались найти затонувший пароход, но все попытки были тщетны. И только осенью 2006 года останки парохода «Челюскин» были найдены подводной
археологической экспедицией «Челюскин-70». Анадырские археологи во главе с Алексеем Михайловым целую неделю занимались исследованием места гибели парохода, после чего вернулись домой не с пустыми руками. Со дна Чукотского моря были подняты фрагменты судна, которые немного позже были идентифицированы экспертной комиссией Копенгагена. 
  
Статья подготовлена на основе материалов с сайта http://www.cheluskin.ru
29.08.2012 
               
             | 
         
        
          |   | 
            | 
         
        
          | стр.7  | 
          // HT   | 
         
       
      
        
            | 
         
       
      
       | 
    
    	
      |