Сегодня: Четверг, 05 декабря
Поставить закладку  |  Сделать стартовой
НАШЕ ВРЕМЯ - Еженедельная общественная газета
НАШЕ ВРЕМЯ - номер в лицах:
Первая еженедельная аналитическая газета Оглавление номера 220 от 31-31 октября
Карта сайта |  Редакция  |  Реклама  |  Архив  |  Запасники  |  Опросы  |  sitemap

Живая очередь
ТЕМА НОМЕРА

МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ

ИГРОТЕКА

ОНЛАЙН ИГРЫ

НАШЕ ВРЕМЯ по авторам:
поиск по сайту:


GAZETANV
Архив номеров:
№219 от 21 ноября
МИР ИНТЕРНЕТА: Виртуальные номера: что это и для чего они нужны

№218 от 28 августа
Пассивный Заработок: Плюсы и Минусы

  Весь архив
НАШЕ ВРЕМЯ в интернете:
RSS трансляции
https://www.gazetanv.ru/rss.xml

 


ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ №86 ПАТРИАРХИВ
Уважать свой народ и его выбор, мнение православного большинства


Его дед, железнодорожник Василий Гундяев, был репрессирован, а в 50-х стал священником. Отец был протоиереем. Сын стал ученым богословом - после защиты диссертации в 1970 году Кирилла оставили при Ленинградской духовной академии. Некоторые верхи биографии - достаточно случайные - дают представление о его пути. В 1971-м возведен в сан архимандрита и назначен представителем Московского Патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве. В 1972-м сопровождал Святейшего Патриарха Пимена в его поездке по странам Ближнего Востока, а также в Болгарию, Югославию, Грецию и Румынию. 1978 год - освобожден от должности Зам. Патриаршего Экзарха Западной Европы, поручено окормление Патриарших приходов в Финляндии. 1984 - назначен архиепископом Смоленским и Вяземским. 1989-ом назначен Председателем Отдела внешних церковных сношений. В 1991-ом возведен в сан митрополита. В ноябре 2006 года в связи с 60-летием награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.

митрополит Кирилл

 

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл дал ответы на вопросы «Нашего времени».

 

 

 


 

- Ваше Высокопреосвященство, как вы оцениваете сегодняшнее положение России в мире?

- Наша страна возвращает утраченные позиции. Конечно, это происходит не так быстро, как бы многим хотелось, но позитивные изменения налицо.

Думаю, что последние двадцать лет многому нас научили. Реалии мировой политики показывают: для того, чтобы быть услышанным мировым сообществом, надо быть сильным и независимым государством. Политика уступок, проводимая в одностороннем порядке, зачастую расценивается как проявление слабости, как своеобразная капитуляция перед центрами силы. Нас долго и настойчиво убеждали в превосходстве демократии, в приоритете прав и свобод человека. Но что мы наблюдаем сегодня? Как раз те, кто кричал об этом громче всех – и не просто кричал, а выделял немалые суммы на пропаганду либеральных идей, – сейчас не на словах, а на деле цинично попирают своих же идеологических кумиров, на месте которых вновь воздвигаются идолы грубой силы и наживы.

Приходится с сожалением констатировать, что новая картина мира далеко отстоит от христианского нравственного идеала. И в этом контексте, думаю, опыт России, опыт Русского Православия может быть востребован. Иногда историческое бытие народа поразительно напоминает жизненный путь отдельного человека – со всеми радостями и горестями, потерями и возрождением к новой жизни. Наша история здесь не исключение: она также содержит примеры взлетов и падений. Но итог жизни конкретного человека принято оценивать не по количеству радостей и горестей, выпавших на его долю, а по его вкладу в жизнь семьи, близких, общества. Состоялся ли человек как личность? Что он оставил после себя: добрые плоды или «терния и волчцы» (Быт. 3. 18)? Я убежден, что мы еще не все сказали миру, нам рано подводить черту. И не надо нас раньше времени хоронить!

- В развитие предыдущего вопроса – не следует ли ввести властям материальную ответственность за нанесение ущерба для нравственного имиджа России, штрафы за нарушение общепринятых моральных норм?

- Корень всех зол есть сребролюбие (1 Тим. 6.10), – пишет святой апостол Павел. Безнравственно наживать богатство преступным путем, тем более безнравственно им козырять, когда в твоей стране миллионы людей живут за чертой бедности, подчас не имея самого необходимого. Всегда нужно помнить, что богатство – это не только награда за труд, но и социальная ответственность. В конце концов, состояние того или иного предпринимателя – это, как правило, не только его личная заслуга, но и результат труда большого числа его соработников. Немаловажна здесь и роль общественных и государственных институтов, создающих благоприятные условия для реализации частной инициативы. Поэтому вызывающее поведение, которое оскорбляет общественную нравственность, позорит честь страны, необходимо, по крайней мере, подвергать самой жесткой публичной обструкции.

На смену извращенному культу зарабатывания денег ради самих денег и последующего разбазаривания их за рубежом должно прийти нормальное понимание труда как созидательной, духовно мотивированной деятельности на благо не только себя и своей семьи, но и общества, страны, мира. Думаю, штрафами тут не поможешь...



«Живите, как хотите»




- Как вы считаете, в настоящее время достаточно ли внимания уделяется духовной стороне развития общества, и что, на ваш взгляд, нужно здесь делать властям для улучшения имеющегося положения?


- В России есть традиционные институты, которые призваны быть опорами духовного развития. Среди них – культурные и образовательные учреждения, народное самоуправление... Особое место занимают укорененные в жизни страны религиозные общины, в частности, Русская Православная Церковь. Но природа материального мира такова, что радиус их воздействия на общество можно расширить, а можно, напротив, сузить. Вот как раз этот вопрос и есть предмет ведения государственной власти. В советское время Церкви всячески препятствовали в осуществлении ее миссии: не давали заниматься ничем, кроме богослужений, да и те всячески ограничивали. В отдельные периоды закрывались храмы, преследовались верующие... Но Православие, несмотря на жестокую травлю, пережило своих гонителей.

Сегодня настали другие времена. Нам почти не препятствуют в нашей деятельности. Есть, правда некоторые проблемы, в том числе в сфере преподавания Основ православной культуры. Впрочем, в целом нам не мешают, но... и не особенно содействуют. «Живите, как хотите». И получается парадоксальная ситуация – если российская семья берет на себя подвиг организации семейного детского дома, то государство помогает таким людям. А если заботу о детях, престарелых, лицах без определенного места жительства проявляет монастырь или приход – здесь государство почему-то помогать не стремится.

Или, к примеру, возьмем телевидение. Сегодня почти в каждой российской семье есть телевизор. Чему учатся дети, сидя у экранов? Нынче многими высоко ценится отечественное кино 50-х–60-х годов прошлого века. Почему? Эти фильмы – какие-то добрые, после их просмотра остаются светлые чувства, желание помогать людям. И пусть общество показано в несколько приукрашенном виде, зато молодое поколение, беря пример с киногероев, становится лучше. А сейчас нередко приходится слышать, что после очередного телепросмотра жить не хочется. Так вот, необходимо вернуть на телеэкраны воспитывающие, просвещающие программы и фильмы.

- Сейчас в стране идут дебаты вокруг преподавания предмета «Основы православной культуры» в школе, а почему б не поставить вопрос о поддержке государством многочисленных церковно-приходских и воскресных школ, которые держатся сейчас на энтузиазме священников и родителей, не поставить вопрос о придании им государственного статуса?

- Вы коснулись очень серьезной проблемы. Маловероятно, что чиновники пойдут на те меры, о которых вы говорите. Недавно в ходе очередной образовательной реформы православные средние школы и гимназии были лишены государственного финансирования, что поставило многие из них на грань закрытия. Как видите, свобода выбора в области образования скорее сужается, а не расширяется.

Культурологическое преподавание теологии не несет никакой угрозы принципу светскости образования. «Светское» — не значит атеистическое. Церковь выступает за преподавание знаний по истории и культуре конкретных религий в школе в качестве предметов по выбору, имеющих различные мировоззренческие основы. Этим защищается право родителей на выбор мировоззрения, преподаваемого в школе их детям.

Наша позиция проста – необходимо, наконец, научиться уважать свой народ и его выбор, учитывать мнение православного большинства наших соотечественников. А это невозможно сделать, не отказавшись от пережитков советской эпохи в области образовательной политики, полностью исключающих религиозный фактор в воспитании молодого поколения россиян. Это тем более актуально для современной России, где налицо кризис ценностей, а иногда и полное их отсутствие у части молодых людей. Это может самым негативным образом сказаться на будущем страны.



«Начинать надо с себя»



- Во всем мире считается, что если в стране численность государствообразующего народа составляет более 80% от общего числа населения – то это государство мононациональное. В России численность русских составляет примерно 84%, а вместе с украинцами и белорусами – гораздо более 85%. В то же время России навязывается образ некоего многонационального государства, где русские – всего лишь один из народов. Как вы относитесь к такому состоянию дел, и не считаете ли, что необходимы какие-то меры со стороны властей на уровне национального проекта, направленные на «сбережение» именно русского народа?


- Считаю, и такие меры уже принимаются. Но, к сожалению, есть силы, не заинтересованные в возрождении нашего народа. Посмотрите на нашу историю: русским никогда не был присущ агрессивный национализм, чувство превосходства над другими. Именно благодаря этому качеству Русь смогла объединить многие народы, стала сильным и авторитетным государством. А что происходит сейчас? Нам пытаются навязать ложные стереотипы: одни «доброжелатели» утверждают, что русские – сплошь пьяницы и бездельники, а другие обвиняют во всех бедах исключительно нерусских, призывая к этническим погромам.

Конечно, вызывает опасения низкий уровень жизни большинства населения страны. Нам необходимо остановить демографический кризис. Работающие должны получать достойное вознаграждение, чтобы иметь возможность обеспечить свою семью всем потребным. Те же, кто в силу возраста или состояния здоровья не могут работать сами, имеют полное право на помощь государства и общества.

Убежден, что национальное возрождение каждому из нас надо начинать с себя самого. Только отвергнув опасное тщеславие и сбросив с себя путы малодушия и уныния, русские смогут восстать как великий народ.

- Всем в стране известен ваш личный вклад в дело состоявшегося объединения Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. А что вы думаете относительно других Русских Православных Церквей, не входящих пока в единое целое с Московским Патриархатом – в первую очередь, с различными согласиями старообрядцев, а также истинно-православных христиан-катакомбников? Как нам всем быть с ними?

- Что касается отношений со старообрядческими согласиями, то здесь сегодня наметился определенный прогресс. Правда, речь идет не о восстановлении церковного единства – по крайней мере, в ближайшей перспективе, – а налаживании доброжелательных и доверительных взаимодействий.

Путь к желаемому единству со старообрядцами лежит через сотрудничество с ними в области духовно-нравственного воспитания, изучения и восстановления культурно-исторического наследия. В этом направлении накоплен уже первый опыт.

Относительно же тех, кого сегодня называют «катакомбниками», ситуация совершенно иная. Исторически существовавшая катакомбная Церковь не пережила эпоху гонений. Те малочисленные и маргинальные группировки сектантского характера, которые ныне используют ее имя, возникли недавно, уже после «перестройки». Они в действительности никак не связаны с подвижниками исповеднических времен и полностью изолированы от православного мира.

- Скажите, а как обстоят дела с украинскими и эстонскими раскольниками? Может, пора их просто «притащить за бороды» в Москву на покаяние?

- Мы предпочитаем молиться за тех, которые отделились. А покаяние – оно ведь рождается в сердце. Никого нельзя насильно заставить вернуться в Церковь, недаром в народе говорят: «Невольник – не богомольник». Нужно, чтобы ушедшие сами осознали пагубность раскола. Такие примеры уже есть, в частности, на Украине. Надеемся, что они будут умножаться.



«Церковь – не парламент»



- Подобно взрыву прозвучало неожиданное выступление епископа Анадырского и Чукотского Диомида, призвавшего народ православный отказать в поддержке нынешней власти и потребовавшего вынести на решение церковного Собора вопросы воссоединения РПЦ и РПЦЗ, а также работу ОВЦС, руководимого Вами. Как Вы, один из архипастырей нашей Церкви, оцените все это?


- Я бы не оценивал этот документ как столь опасный, хотя я согласен с тем, что он стал для всех неожиданным. Однако сам владыка Диомид утверждает, что он лишь подготовил предисловие к одной книге, которое было без его согласия использовано недобросовестными людьми. Очевидно, преследовалась также цель сорвать восстановление единства с Русской Зарубежной Церковью. Конечно, никакого раскола данное заявление за собой не понесет. И общение с Русской Зарубежной Церковью восстановлено, несмотря на любые ухищрения врагов Православия. Конечно, некоторые темы данного документа достойны обсуждения, но обозначены в чрезмерно резком тоне. Мы их обсуждали и будем обсуждать, но не так, как это делается на политических митингах. Церковь – это, извините, не парламент, где партии борются, а их представители порой не стесняются в хлесткости выражений.

Интервью взял Сергей ВЕРЁВКИН

Впервые опубликовано в газете «Наше время» в июне 2007 года

 

   
стр.10 // КИРИЛЛ
 
ЕЩЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА:
Пушкин от рождения до смерти – на чьей стороне?
Пушкин у каждого свой. Пушкин, как говорится, наше все. Последние слова так часто повторяют, что они затерлись. Откуда взялось это выражение? Кто сказал «наше все»? Поэт Аполлон Григорьев писал в статье 1859 года: «А Пушкин - наше все: Пушкин - представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин - пока единственный полный очерк нашей народной личности».


Полное оглавление номера


НАШИ ПАРТНЕРЫ

|

Взгляд из Америки: очаги терактов по-прежнему имеют северокавказскую прописку
В докладе американского госдепартамента о распространении терроризма в мире в 2011 году, который ежегодно направляется в конгресс США, указывается на то, что очаг террористической опасности в России по-прежнему концентрируется на Северном Кавказе.

Атеисты и верующие – актуальное противостояние ХХI века
Закон, предполагающий уголовную ответственность за оскорбление чувств верующих и осквернение святынь, был внесен в Госдуму.

Казахстан: войска стреляют в мирных людей
Сегодня более 3000 человек собрались на мирный митинг на главной площади города в центре Жанаозеня.

Долг платежом красен
Конфликт с российским дипломатом произошел в провинции Конфликт с российским дипломатомв Китае. К нему применили насилие и задержали в одном из офисов во время оказания помощи двум российским гражданам. Последних, в свою очередь, из того же офиса уже пять дней не отпускают китайские партнеры.

Слушается дело об убийстве Свиридова
В Мосгорсуде слушается дело шести уроженцев Северного Кавказа, которые в ночь на 6 декабря затеяли на улице потасовку, в результате которой был убит болельщик московского «Спартака» Егор Свиридов.

Юрий Кукин
У каждого поколения должны быть свои герои. Это, конечно, громко сказано. Тем более, когда при упоминании таковых, в первую очередь, возникает специфический голос, нехитрых несколько аккордов под гитару и удивительное человеческое обаяние. Сразу вспоминается дурацкое: «Хороший парень – это не профессия».

Премия Леонида Вышеславского – А. Зараховичу и Г. Фальковичу.
В Киеве состоялось пятое по счету вручение уникальной поэтической премии имени Леонида Николаевича Вышеславского «Планета поэта» (русская и украинская номинации). Л.Н. Вышеславский – личность легендарная, человек, которому Григорий Петников в 1963 году передал звание «Председатель земного шара».


Издательский дом "Наше время" © Издательский дом "Наше время"
Все права защищены
(495) 951-39-05
Правовая информация об ограничениях | sitemap