ВСЁ БОЛЬШЕ РОССИЯН МЕНЯЮТ «БЛАГОПОЛУЧНЫЕ» ОФИСЫ НА СЕЛЬСКУЮ ТИШИНУ
Новое для России явление, пришедшее с Запада: дауншифтинг – переход с высокооплачиваемой, но связанной с чрезмерным стрессом, нагрузками и отнимающей все свободное время работы на более спокойную, хотя и низкооплачиваемую по сравнению с прежней. Будет заблуждением думать, что это бич только развитых стран. Для России в последние годы это явление стало не менее актуальным. Добравшись до высот в бизнесе, многие приходят к выводу, что кроме материального достатка, есть и другие, высшие ценности. Зачастую это явление может означать для человека поиск себя, а не осознанную ломку карьеры и нанесение вреда компании. Например, если человек понял, что идет не по своему пути, наслушавшись советов родителей и знакомых.
Дауншифтинг как явление существует достаточно давно. В 1960–1970-е годы эти веяния были тесно связаны с идеями хиппи, борьбой за мир и экологию. Идеология дауншифтинга окончательно оформилась после того, как американец Дюн Элджин ввел термин «добровольная простота». Под ним подразумевался стабильный образ жизни, построенный на балансе жизненных и духовных потребностей человека. Элджин считал, что «добровольная простота» дает человеку свободу. По результатам исследования журнала «Fortune», уже в 1989 году 75% работающих людей в возрасте от 25 до 45 лет хотели бы видеть стиль жизни в Америке более простым и ориентированным не на материальные, а на духовные ценности.
Среди дауншифтеров в основном встречаются люди, которые на определенном этапе осознали, что главное – не деньги, а сама жизнь. И главный вопрос для них не в том, сколько заработал, а в том, как. Философия непривычна для России – это да. Но она все чаще встречается в больших урбанизированных городах. Главное – внутренняя гармония личности и жизнь без бешеной борьбы за место под солнцем.
Из дворян в маляры
Основная причина, по которой люди выбирают дауншифтинг, – понимание того, что работа сама по себе не приносит им удовлетворения, не приводит к самореализации, и то время, которое тратится на нее, безвозвратно потрачено, а могло бы быть проведено с друзьями и близкими. Помогают выбору и изнурительная гонка за деньгами, и «корпоративная дисциплина», которая делает людей безликими марионетками в чьих-то руках. Вот тогда на помощь и приходит простой труд, не лишающий при этом средств на незатейливую жизнь.
Интересно, но Россию можно назвать в некотором смысле первооткрывательницей дауншифтинга. Об этом явлении в русской культуре писал еще Антон Павлович Чехов. Но тогда это, конечно, так не называлось, никому и в голову не могло прийти это новомодное слово «дауншифтинг».
В своем рассказе «Моя жизнь» Чехов писал от лица «дауншифтера», Мисаила Полознева, сына известного в городе архитектора, о его нелегкой судьбе. Отец его постоянно устраивал на хорошую работу. Но работа была бумажная, скучная, и каждый раз Мисаил уходил, не выдерживая однообразия: «Управляющий сказал мне: «Держу вас только из уважения к вашему почтенному батюшке, а то бы вы у меня давно полетели». Я ему ответил: «Вы слишком льстите мне, ваше превосходительство, полагая, что я умею летать».
Так всегда и заканчивались его отношения с очередной конторой. В итоге Мисаил стал маляром. Будучи дворянином, он таскал ведра с краской и вставлял окна: он полагал, что физический труд благороднее. Ему нравилось то, что он делал, но общество его не поняло: жизнь Мисаила окончилась печально. По крайней мере, он делал то, что ему нравилось, наплевав на все блага, которые бы он мог получить, следуя советам отца.
Раками, да ягодами
Опуская историю Германа Стерлигова, которая и так у всех на слуху, обратимся к современности. Вот типичный пример дауншифтерства.
В прошлом декабре один мой близкий товарищ, Влад, по независящим от него причинам потерял высокооплачиваемую работу. Но от планов поездки на Новый Год в Карелию он решил не отказываться, а до этого он 4 года работал и никогда не выезжал из Москвы – времени не было. Отпраздновав Новый Год, проведя 10 дней каникул среди снега, тишины, книг и приятной компании, он задержался, а в конце февраля позвонил и немало удивил всех известием о том, что хочет вместе с подругой пожить в Карелии до майских праздников. Обратно в Москву они до сих пор не вернулись, и гипотетический срок возвращения все отдаляется и отдаляется.
Для справки: в деревне нет ни одного предприятия или места, где можно работать. Есть один магазин, фельдшерско-акушерский пункт и почта. На что они живут? Выяснилось, что даже в глухой карельской деревне можно зарабатывать деньги ловлей раков и сбором ягод. Все это продается в Финляндию.
О чём они мечтают?
Кстати, люди сочувствующие, а может, и несколько завидующие дауншифтерам, довольно часто рассказывают об их «подвигах» в Интернете. Такую историю излагает в своем блоге девушка Маша: «Лена была из благополучной обеспеченной семьи. Родители сделали все, чтобы их чадо получило лучшее образование. Затем они устроили ее в престижную компанию. У Лены никогда не спрашивали, чего она хотела, впрочем, привыкшая к всесторонней опеке, она и сама не знала. Проработав около года старшим менеджером, Лена вдруг поняла, что перекладывать бумажки с места на место и жить по чужому расписанию – не для нее. Она вдруг вспомнила, что в детстве очень любила биологию, любила наблюдать за животными, когда родители отвозили ее к бабушке в деревню.
Лена тайно поступила в ветеринарный колледж. Через некоторое время она заявила родителям, что не желает больше жить жизнью, которую они для нее придумали. Сейчас она ветеринарный врач в небольшой больничке и несказанно этому рада, потому что работа приносит ей ощущение нужности и полезности».
И еще одна история, которую описывает в своем блоге Максим:
«Мой друг со школы увлекался компьютерами. Я помню, мы всегда к нему обращались по всем мелочам, особенно если появлялась какая-нибудь новая игрушка. Никто не удивился, когда он поступил в институт на программиста, впрочем, ему это только для корочки надо было – он и так все знал лучше профессоров. Еще не закончив института, он уже был руководителем ИТ-отдела крупной компании. Через пару лет он открыл свою фирму, стал ее директором.
Я долго о нем потом ничего не слышал – он весь ушел в работу, знаю только, что он на тот момент не завел еще семьи. Еще через пару лет я вдруг узнаю, что Костик наш женился. Но, что самое интересное, он уехал в Подмосковье, бросил свое дело и стал…. инструктором, рядовым инструктором по прыжкам с парашютом.
Как он сам позже мне рассказал, он просто устал от постоянного напряжения, стал терять зрение, не мог завести семью. И однажды один приятель повез его насильно в Подмосковье прыгнуть с парашютом. Там он и познакомился со своей будущей женой и там же нашел, как оказалось, себя».
Словом россияне ныне не только массово отказываются «плясать под дудку» сумасшедшей цивилизации, но и активно пропагандируют свой выбор. В конце концов, спокойная, бесхитростная жизнь – именно о такой в глубине души мечтают «офисные клещи» и «большие боссы».
Условия и правила дауншифтеров
1. Пора возвращаться к семье и детям, иначе вы потеряете и их.
2. Здоровье за деньги не купишь. А при таком режиме у вас уже одышка, пошаливает печень и нездоровый цвет лица уже в тридцать-то лет!
3. Надо приносить пользу обществу. Работая в бизнесе, ты приносишь пользу только корпорации, забыв об общих человеческих ценностях. Поэтому лучше преподавать в школе, воспитывать детей, участвовать в благотворительных акциях, помогать больным и старым и заботиться об экологии. Общество – это люди, вот им и помогай.
4. Следует отказаться от потребительства. Долой кредиты, ибо схема «покупаешь сейчас – платишь потом» ведёт к тому, что ты становишься заложником работы. Плюс стимулируешь производство лишних вещей. И к тому же часто поощряешь детский труд, например, в странах Юго-Восточной Азии. Пересмотрите свои расходы – сколько денег вы тратите на всякую навязанную вам ерунду!
5. Готовьте дома. Прекратите есть фастфуд и полуфабрикаты. Покупайте натуральные продукты и готовьте сами. Это дешевле и полезно для здоровья.
6. Отдохните от информационного давления. Выключите телевизор, мобильник, компьютер. Лучше почитайте книгу или поиграйте в шахматы.
Как видим, постулаты измученных клерков просты. Хотя и не все они вполне подходят для суровой российской действительности, но настоящий дауншифтер должен жить по ним.
|