|
ГЛАВНАЯ |
ВЕПСЫ ВАРЯГОВ НА РУСЬ НЕ ПРИЗЫВАЛИ |
Статус коренного малочисленного народа Севера официально получили вепсы
В опросных листах последней переписи населения такую национальность указали 8240 россиян. Примерно столько же людей живет в дюжине стандартных московских девятиэтажек… Куда уж малочисленней!
ОБЫЧАЙ «ТАЙНЫХ МИЛОСТЕЙ»
До недавнего времени принято было полагать, что современные вепсы - та самая легендарная весь, что упоминается еще в «Повести временных лет». Племя это было весьма влиятельным, участвовало в призвании варягов на Русь, а потом - словно растворилось во времени.
Но археолог Александр Башенькин, который уже четверть века ведет раскопки финно-угорских поселений, выдвинул новую гипотезу. Весь, жившая на берегах Белого озера и Шексны, якобы оказалась на пути славянских племен и, действительно, влилась них в ходе того процесса, который именуют древнерусской колонизацией. Весь же, обитавшая неподалеку от современного Череповца на реке Суде, долго сохраняла самобытность. Но позднее на эти земли пришли финно-угорские обитатели Приладожья, смешавшись с местными жителями, они и стали предками современных вепсов…
Еще сто лет назад этнографы предрекали, что через три-четыре поколения вепсы забудут родную речь, а значит, народ этот исчезнет. Но сегодня в Вологодской и Ленинградской областях знающих вепсский даже больше, чем тех, кто склонен себя вепсом считать! Вепсские деревни, кстати, есть не только в этих двух областях, но и в Карелии.
В селах – своя самобытная культура. Отличается от русской традиционная пища - кислый хлеб, пироги-рыбники, олуд (домашнее пиво). До сих пор в этом народе живет обычай «тайной милости». Одиноким старикам по ночам ставят под окно избы молоко, рыбу, другие продукты. Вообще же старинные обряды сходны с северорусскими, но включают и непривычное для нас ночное сватовство, и ритуальное съедание молодыми пирога-рыбника в ходе свадебной церемонии. Существуют здесь и два типа похорон - с причитаниями и с «веселением» покойника. И хотя православие среди вепсов распространилось еще с XI века, сохранились верования в домового «пертьижанда» и в челюсть щуки, как оберег.
Башенькин заглядывал и в более давние времена, четверть века раскапывая древние курганы. Они получили название «лесных пирамид». Действительно, эти могильники производят впечатление: достигают пяти метров в высоту и тридцати - в диаметре. В минувшем полевом сезоне удалось обнаружить шаманскую бляху, которой добрая тысяча лет. На ней портрет мужчины в шаманской шапке. И в Петербурге, и в Москве оллеги археолога только руками разводили, увидев привезенную им редкость.
Народу этому есть, что из своего прошлого ценить. В том числе и совсем недавнего, но, увы, утраченного… Одного взгляда на заброшенные, но крепкие рубленые дома вокруг Шимозера в Прионежье достаточно, чтобы убедиться, как умело вели хозяйство обитатели целой россыпи здешних деревень. Вот только добраться в эти покинутые вепсами края сейчас можно только на тракторе. Лет пятнадцать назад вела сюда лесовозная дорога, выложенная бетонными плитами. А потом лесорубы все покрытие сняли и увезли. За несколько лет дорогу надежно и, кажется, бесповоротно размыло.
Была попытка возродить Шимозеро. Несколько энтузиастов создали общество «Кодирант», что в переводе с вепсского значит «Родина». Первым делом начали строительство дороги, которую за размах прозвали в народе «Шимозеро-Хельсинки», завезли пилораму для будущего строительства. Но… глушь есть глушь. Молодежь туда не потянулась.
Поля же у вепсов когда-то были тучные, тем более что этой земле свойствен особый микроклимат. Здесь я познакомился с одним московским чудаком, перебравшимся на жительство в глухомань. Так он выращивал полтора десятка разновидностей капусты - от брокколи до кольраби. Гордо показывал пудовую тыкву, прекрасно выросшую и вызревшую! Опустеть же плодородные и ухоженные земли заставила печально знаменитая кампания по переселению крестьян из «неперспективных» деревень.
ПОТЕРЯННЫЙ НАРОД
Вепсов так мало, что однажды их умудрились… потерять. Председатель действующего в Петрозаводске общества вепсской культуры Зинаида Строгальщикова рассказала такую историю. В Верховном Совете Российской Федерации готовили закон, который должен был защищать права малочисленных народов. Под третьим номером в списке значились вепсы - сразу за абазинами и алеутами. Но на дворе был в 93-й год, проект закона подготовили в августе... После танковых залпов по парламенту голосовать за непросто рождавшийся документ стало некому. А когда много позднее Государственная Дума к этой теме вновь обратилась, то в перечне народов, чья историческая судьба связана с русским народом, вепсов не оказалось! Пришлось упущение исправлять.
Теперь же, когда у вепсов есть статус коренного малочисленного народа Севера, на них распространяется федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие малочисленных коренных народов РФ до 2011 года». В Карелии уже немало делается, чтобы сохранить остатки народной культуры. Издаются буквари, учебники на вепсском языке. Готовятся аудио- и видеокурсы для собирающихся изучить древний язык или вспомнить его.
Правда, теперь уже не очень-то понятно, кого, собственно говоря, считать вепсом. Строгальщикова приводит в пример Норвегию, где саамы, добившись права выбирать свой национальный парламент, решили считать своими и включать в реестр саамского народа тех, в чьих жилах струится хотя бы четверть их крови. Едва ли такая степень родства будет признана у нас.
Но вот со школьницей Мариной Васильковой никаких сомнений нет. В ее родном Бабаевском районе Вологодчины уцелели вепсские села. Марина вместе с подругами по детской школе искусств собирает орнаменты, шьет одежду, подобную той, что носили еще немногим более полувека назад. Начинала с кукол, потом и взрослую народную «моду» освоила. Может и вернется она еще, эта мода. На юной Марине, во всяком случае, вепсский сарафан из домотканого льна и алая шапочка смотрелись просто на загляденье!
Вологда
НЕПЛОХО ПОРОДНИТЬСЯ С ПРЕЗИДЕНТОМ!
Стоило Владимиру Путину пошутить, когда во время одной поездки по стране ему вручили «Калевалу», как сразу же… Никогда не догадаетесь. На Украине его записали в вепсы. Зачем и почему - нам неведомо, но только если оправить соответствующий запрос в интернет, умная поисковая машина сразу предложит с десяток украинских сайтов. «Сам Путін не заперечує, але й не підтверджує свого вепського походження. Щоправда, отримавши у подарунок вепське видання Калевали начеб-то прорік: «Треба вивчити мову». А Путин всего-то тогда полистал толстенную книгу и вздохнул: «Придется выучить язык».
Доступ в Сеть есть теперь повсюду, и очень скоро об этой версии узнали сами вепсы. Маленькому народу такое «родство» очень даже польстило. Говорят, что сами они теперь не сомневаются в вепсском происхождении Путина.
Знает ли об этом президент, неизвестно, но только во время прошлогоднего визита в Финляндию он взял, да и подлил масла в огонь. Из отчета: «Президент России обратил внимание на удивительное сходство культуры и обычаев восточнославянских и финно-угорских народов. «Я уже говорил о том, что нас связывают давние исторические отношения. Мы вчера были в сауне, потом, когда выходили, я посмотрел на обувь. Там была традиционная финская обувь - то, что у нас называется лаптями», - заметил Путин. Кроме того, он рассказал журналистам, что ему очень нравится все финское, в том числе кухня. «Как я могу это не любить, если это в значительной степени мое!» - сказал Путин».
Андрей КАРАЧАРОВ
|
|
|
стр.16 |
// ДЗЮБА Олег |
|
|
Взгляд из Америки: очаги терактов по-прежнему имеют северокавказскую прописку |
Атеисты и верующие – актуальное противостояние ХХI века |
Казахстан: войска стреляют в мирных людей |
Слушается дело об убийстве Свиридова |
Премия Леонида Вышеславского – А. Зараховичу и Г. Фальковичу. |
|