В. В. Колесов
Русская ментальность в языке и тексте
стр. 176
действиях; в целом это пассионарии с высокой энергетикой. Им присущи чувство независимости, искренность, доверчивость, это люди веры, верные и в жизни, иногда с завышенной самооценкой. Им свойственна ориентация на имя, а не на мысль или «вещь» («реальность»); другими словами, они «реалисты», которые исходят из слова во всех суждениях о реальности мысли и действительности вещи. Среди многочисленных частных признаков следует упомянуть «опьянение». Имеется в виду не вульгарный запой, а общее состояние опья-ненности, которое возникает в любом деле, являясь вдруг как азарт свершения, близость победы, как лихое гусарство, которое если кому и вредит, то лишь самому субъекту. Полнота жизненных сил, которые рвутся на волю, переливаясь через край.
Таков этот общий портрет, составленный из случайных по видимости черт; портрет, который рисуется еще не сам по себе, а на фоне трех других, противоположных ему, среди черт которых встречаются и такие, которые русскому характеру и русской ментальности как-то не с руки (например, бисексуальность, некрофилия или самодовольство) — и слава Богу.
Персонифицированные «общечеловеческие ценности» [Бо-Раздвоение роноев, Смирнов 1992: 26] можно представить как опреде-сущего ленные идеальные типы в виде личностей, воплощающих
характерную доминанту известного качества.
тогда перед нами являются следующие персонажи русской истории:
святость-духовность — Святой,
знание-информация — Мудрец,
мастерство-искусность — Мастер,
дело-предприятие — Простец,
хозяйство-богатство — Государь-хозяин,
слава-популярность — Герой,
власть-могущество — Царь.
Но в нашей традиции всякая идеальная сущность непременно двоится в противоположностях, в результате возникают чисто русские («национальные») образы, внешне противопоставленные «общечеловеческим», но на самом деле воплощающие коренные свойства того же типа в его преувеличенных формах; в таких типах проявляется русское «бесстрашие», которое противоположно «бесстрастности» холодного наблюдателя со стороны. Вот эти типы в предварительном перечне:
Святому противопоставлен Юродивый как отелесненный святой, избегающий серьезности состояния в бесстрашном слове;
Мудрецу противопоставлен Дурак как умный без мудрствования и умствований;
Мастеру противопоставлено сразу несколько типов, собирательно воплощающих принцип не-делания\
Простецу противопоставлен Простак, в своем деле попадающий в различные переплеты;
Государю-хозяину противопоставлен Скаред, доводящий «хозяйство» до крайности своим искаженным пониманием «богатства»;
Герою противопоставлен Странник, оторванный от родной почвы, а также Заступник как воплощение защиты в мирских бедствиях, но избегающий мирской славы;
Царю противопоставлен Самозванец, роль которого понятна.