Поставить закладку  |  Сделать стартовой
НАШЕ ВРЕМЯ - Еженедельная общественная газета
 
Первая еженедельная аналитическая газета    
Главная  |  Редакция  |  Реклама  |  Архив  |  Опросы  |  Карта сайта
ТЕМА НОМЕРА

СТАБИЛЬНОСТЬ

НОВОСТИ-1

ПРАЗДНИК

СКАНДАЛ

ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ

БЕЗОПАСНОСТЬ

СОЦИУМ

ЧТО БУДЕТ

БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ

НОВИНКИ КИНО

БИБЛИОТЕКА

НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ

АРХИВЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ. ГОД 2006

НАШЕ ВРЕМЯ по авторам:
поиск по сайту:

GAZETANV

  Весь архив номеров
НАШЕ ВРЕМЯ в интернете:
RSS трансляции
http://www.gazetanv.ru/rss.xml


 
 
Карл Шлёгель
Постигая Москву
стр. 37

ДИКИЙ БУМ

Почему стихийная мощь того стилистического периода, который называется здесь «эпохой модерна», присутствует повсюду в облике города, мало того: бросается в глаза, дразнит громоздкостью, бесформенностью или, наоборот, чрезмерной формализованностью? Должны быть определенные движущие силы, которые воплотились в этом стиле и получили в Москве признание как ее основные темы и характерные черты.

Во-первых, интернациональность: Москва и Петербург разделяли общеевропейское недовольство традиционными формами культуры, и здесь это недовольство, может быть, прорвалось более бурно, будучи связано с открытием местных стихийных источников.

Во-вторых, демократизация жизни: роскошь, расцветавшая столь буйным цветом, что грозила задушить под собой жизнь, до некоторой степени пошла в ботву, и стала заметна потребность в визуализации линий жизни, почвы, из которой все это произросло. От эстетизации «L’art pour Tart»1 к эстетическому оформлению жизни — старая, как мир, мечта о гуманизированной природе и приближенном к ней человечестве. Но имеется в виду не лозунг «Назад к природе!», а желание горожанина отвоевать свое жилище в городе.

Затем — кризис культуры, под которым должно подразумеваться разрушение культуры, накладываемой на жизнь, как корсет, сковывающей ее, исчерпанность унаследованных форм классицизма и ложных путей эклектизма (сделавших, между прочим, столь плодородной почву для радикальной новизны «стиля модерн»).

Форма жизни против формы техники: апофеоз органически-тварного против рациональных форм, лежащих в основе наших городов и нашей деловой эффективности. Прямоугольник ломается, аннулируется растительной линией флоры и фауны. Возникает примат внутреннего и изначального над внешним и вторичным, «культивированным».

О модерне не всегда говорили с признательностью и одобрением. Долгое время он шельмовался как воплощение декаданса, а тот, в свою очередь, рассматривался как лебединая песня загнивающего класса, а то и вообще замалчивался. Но ведь и у нас когда-то, как отмечал Дольф Штернбергер, к

1

Искусство для искусства {фр.).Прим. пер.

Новости
   




ГОЛОСОВАНИЕ
Кто главнее?
Путин
Вот этого-то я и не могу понять...
Ответ - в Конституции
Медведев
посмотреть результаты












Издательский дом "Наше время" © Издательский дом "Наше время"
Все права защищены
(495) 951-39-05
Правовая информация об ограничениях
sitemap | Обмен ссылками | Статьи | Интересные проекты
   Раскрутка сайтовПоддержка: prlab.net