Поставить закладку  |  Сделать стартовой
НАШЕ ВРЕМЯ - Еженедельная общественная газета
 
Первая еженедельная аналитическая газета    
Главная  |  Редакция  |  Реклама  |  Архив  |  Опросы  |  Карта сайта
ТЕМА НОМЕРА

СТАБИЛЬНОСТЬ

НОВОСТИ-1

ПРАЗДНИК

СКАНДАЛ

ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ

БЕЗОПАСНОСТЬ

СОЦИУМ

ЧТО БУДЕТ

БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ

НОВИНКИ КИНО

БИБЛИОТЕКА

НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ

АРХИВЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ. ГОД 2006

НАШЕ ВРЕМЯ по авторам:
поиск по сайту:

GAZETANV

  Весь архив номеров
НАШЕ ВРЕМЯ в интернете:
RSS трансляции
http://www.gazetanv.ru/rss.xml


 
 
Карл Шлёгель
Постигая Москву
стр. 258

Знать и видеть

Может быть, попытка «прочесть» город все-таки слишком наивна. Тут есть большие пространства, не поддающиеся тебе, белые пятна. Хотя следы некоторым образом тянут за собой, часто, однако, дальше невозможно продвинуться. Доверие к поучительности увиденной детали небезгранично, как небезгранична и способность раскрыть эту деталь. Глаз, не вполне способный справиться с воспринятым, отступает перед знанием. В таких ситуациях я замечаю в себе склонность прибегнуть к другим возможностям, позволяющим нам сегодня исколесить столетия вдоль и поперек, установить связи, отважиться на ассоциации, которые хоть и отталкиваются от того или иного предмета, но при взгляде именно на него не так очевидны.

Искушение обуть семимильные сапоги последующих поколений, воспользоваться оптикой истории и культурологии, позаимствовать в качестве цитаты опосредующий взгляд современников, сохранившийся в биографиях и репортажах, вместо того чтобы тренировать собственный глаз, слишком велико. Поначалу этому искушению противостоит только страх перед неисчерпаемым объемом сырья — страх, отчасти имеющий вполне прагматическое обоснование: ведь приезжий может провести здесь лишь ограниченное время. Перед ним поставлены пределы, с которыми он, правда, не желает смириться — не из упрямства, а потому, что он с самого начала не планировал ничего другого, как только «перечитать» в этом городе то, что уже знал о нем благодаря историческому воображению, конечно, с риском, что придется от чего-то отказаться и что-то пересмотреть. Он не хочет, чтобы его лишали свободы открывать «свой» город, кулисы своего виртуального исторического творчества, сказочный ландшафт начала нового мира, такого захватывающего и трагически уязвимого, сцену, населенную духами тех, кто сегодня признан, и тех, у кого нет перспективы когда-либо вырваться из заколдованного круга «неназываемых».

В его воображении они присутствуют все, без различия, и, собственно, именно фантазия или свобода ничем не связанного исторического сознания направляет его шаги туда или сюда, дает ему уверенность, что вольно блуждающий взгляд, быть может, откроет ему больше, чем энциклопедическое знание, которое берет вещи как они есть и не имеет (во всяком случае здесь) свободы беспрепятственно разыскивать темные места или вытаскивать светлые на действительно яркий свет.

Энциклопедия «Москва», вышедшая в 1980 г., к которой я, поборов первоначальные предубеждения, обратился с большой неохотой, однако, как оказалось, и с большой пользой, прояснила мне проблему, связанную со способом видения. Это объемистый справочник с обычной структурой:

Новости
   




ГОЛОСОВАНИЕ
Кто главнее?
Путин
Вот этого-то я и не могу понять...
Ответ - в Конституции
Медведев
посмотреть результаты












Издательский дом "Наше время" © Издательский дом "Наше время"
Все права защищены
(495) 951-39-05
Правовая информация об ограничениях
sitemap | Обмен ссылками | Статьи | Интересные проекты
   Раскрутка сайтовПоддержка: prlab.net