Поставить закладку  |  Сделать стартовой
НАШЕ ВРЕМЯ - Еженедельная общественная газета
 
Первая еженедельная аналитическая газета    
Главная  |  Редакция  |  Реклама  |  Архив  |  Опросы  |  Карта сайта
ТЕМА НОМЕРА

СТАБИЛЬНОСТЬ

НОВОСТИ-1

ПРАЗДНИК

СКАНДАЛ

ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ

БЕЗОПАСНОСТЬ

СОЦИУМ

ЧТО БУДЕТ

БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ

НОВИНКИ КИНО

БИБЛИОТЕКА

НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ

АРХИВЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ. ГОД 2006

НАШЕ ВРЕМЯ по авторам:
поиск по сайту:

GAZETANV

  Весь архив номеров
НАШЕ ВРЕМЯ в интернете:
RSS трансляции
http://www.gazetanv.ru/rss.xml


 
 
Карл Шлёгель
Постигая Москву
стр. 260

Знать и видеть    261

Для знающего материал — только иллюстрация предварительно упорядоченного мира, который он иначе не может реконструировать как целое; действительность, претворившаяся в камень, становится для него иллюстрацией упорядочивающего мышления. Действительностью можно распоряжаться. Знающий иллюстрирует себя и свою силу. Для видящего — материал способен сопротивляться и лишь постепенно, шаг за шагом выдает то, что далеко не просто из него вычитать. Видение — своего рода мягкое насилие, в отличие от грубого насилия знающего, который раскладывает предметы по полочкам.

Знание ведет себя по отношению к предмету как целое по отношению к части, оно всегда умнее вещи, которая представляет собой протекшую историю, оно предшествует предмету. Видение вопрошает и поначалу вынуждено довольствоваться фрагментом, поверхностной фактурой. Но при контакте между видящим и предметом происходит нечто удивительное: сила предмета переходит на видящего. Заключенная в предмете энергия переносится, высвобождается, обретает слово, тогда как знающий заставляет вещи говорить — внешне великодушный, а на деле уничтожающий жест хозяина.

Конечно, это идеальное и потому ложное преувеличение, в действительности до таких крайностей никогда не доходит: видящий знает в той же мере, что и видит, знающий видит в той же мере, что и знает.

Тем не менее поляризация может помочь страннику, который открыл энциклопедию, чувствуя при этом бесперспективность попыток «овладеть» городом. Овладеть! Да он этого вовсе и не хочет!

Вот, например, на трех обзорных картах энциклопедии отмечены по отдельности архитектурные ландшафты рубежа веков, 1920-х гг., 1930— 1940-х гг. С одного взгляда, так сказать, различные уровни, в реальности накладывающиеся друг на друга, разделяются и без труда восстанавливаются в чистом виде. Но при этом кое-что теряется: связь между различными уровнями, уважение, которое одно поколение испытывает к другому, а может быть, высокомерие и надменность, меру которых дано постичь только в отношениях одного с другим.

Даже при организации «тура» такими схемами нельзя пользоваться безоговорочно: то мощное, создающее пространство и кругозор, формирующее вкус, что сохранилось от XIX в., существует не в качестве изолированного памятника на ровном месте, а как обломок, реликвия, хлам или принаряженный монумент. Само его нынешнее состояние показывает, что с ним стало и, возможно, почему так случилось.

Вероятно, все гораздо проще, тривиальнее. Искушение знать больше, чем видишь, пожалуй, даже знать все и, снисходя на землю, узнавать в ней себя потому так велико, что удобно. При таком способе освоения не страшна опасность односторонности, преувеличения, упущения, субъективности. И при

Новости
   




ГОЛОСОВАНИЕ
Кто главнее?
Путин
Вот этого-то я и не могу понять...
Ответ - в Конституции
Медведев
посмотреть результаты












Издательский дом "Наше время" © Издательский дом "Наше время"
Все права защищены
(495) 951-39-05
Правовая информация об ограничениях
sitemap | Обмен ссылками | Статьи | Интересные проекты
   Раскрутка сайтовПоддержка: prlab.net