Поставить закладку  |  Сделать стартовой
НАШЕ ВРЕМЯ - Еженедельная общественная газета
 
Первая еженедельная аналитическая газета    
Главная  |  Редакция  |  Реклама  |  Архив  |  Опросы  |  Карта сайта
ТЕМА НОМЕРА

СТАБИЛЬНОСТЬ

НОВОСТИ-1

ПРАЗДНИК

СКАНДАЛ

ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ

БЕЗОПАСНОСТЬ

СОЦИУМ

ЧТО БУДЕТ

БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ

НОВИНКИ КИНО

БИБЛИОТЕКА

НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ

АРХИВЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ. ГОД 2006

НАШЕ ВРЕМЯ по авторам:
поиск по сайту:

GAZETANV

  Весь архив номеров
НАШЕ ВРЕМЯ в интернете:
RSS трансляции
http://www.gazetanv.ru/rss.xml


 
 
К. Г. Сокол
Монументы империи
стр. 170

Одной из главных заслуг Александра III по праву считается сооружение Великого Сибирского железнодорожного пути. Для увековечения памяти основателя этой важнейшей магистрали решено было соорудить памятники императору в ее главных пунктах — Петербурге, Иркутске и Владивостоке. В первых двух городах это намерение было выполнено.

На всероссийском конкурсе проектов памятника в Иркутске победил скульптор Р. Р. Бах. Закладка памятника состоялась в июле 1903 года, но из-за японской войны и последовавших беспорядков его постройка затянулась. Бронзовая фигура царя высотой 5.3 метра была отлита на заводе Морана в Петербурге. Постамент из красного финляндского гранита сооружали финские мастера. 30 августа 1908 года грандиозный четырнадцатиметровый памятник Александру был торжественно открыт в сквере на берегу Ангары, близ здания музея. При этом случилась накладка — закрывавшая памятник пелена зацепилась за выступающую деталь, и ее пришлось снимать пожарным при помощи лестницы.

Несколько тяжеловесная фигура царя в атаманском мундире Сибирских казаков с эполетами и орденами была обращена лицом к городу. В левой руке Александр держал папаху. Передняя грань высокого постамента имела надпись: «Императору Александру III», задняя — «Благодарная Сибирь». Спереди, над надписью, находился двуглавый орел, держащий в когтях указ царя о сооружении железной дороги. С трех других сторон пьедестала, в нишах, обрамленных лавровыми венками, были помещены бронзовые горельефы крупнейших русских деятелей, имевших отношение к Сибири. Это были Ермак, граф Муравьев-Амурский и М. М. Сперанский, бывший в 1819 —1821 годах генерал-губернатором Сибири и проведший там ряд реформ. Нижняя часть постамента была увита бронзовыми гирляндами, а по углам ее находились гербы Сибирского царства, Енисейской и Иркутской губерний, Якутской области. Постамент стоял на многоступенной гранитной базе. Сооруженный по подписке, памятник обошелся в 180 тысяч рублей. Весной 1909 года вокруг него была установлена невысокая ажурная ограда с чугунными фонарями по углам, отлитая в Петербурге.

В 1920 году, после занятия Иркутска частями Красной армии, фигура императора была сброшена с памятника и уничтожена. Пьедестал же, как ни странно, сохранился. В 1964 году по проекту архитектора

В. П. Шматкова на место императора водрузили бетонную пирамиду и назвали это «памятником железной дороге». Поистине, получился памятник двух эпох: на пьедестале полированного гранита с бронзовыми горельефами — обелиск из бетона. В 1985—1986 годах постамент и ограда были отреставрированы. Обнадеживает то, что с небольшими затратами памятнику можно вернуть прежний вид, что и собирается сделать городская администрация.

Новости
   




ГОЛОСОВАНИЕ
Кто главнее?
Путин
Вот этого-то я и не могу понять...
Ответ - в Конституции
Медведев
посмотреть результаты












Издательский дом "Наше время" © Издательский дом "Наше время"
Все права защищены
(495) 951-39-05
Правовая информация об ограничениях
sitemap | Обмен ссылками | Статьи | Интересные проекты
   Раскрутка сайтовПоддержка: prlab.net