|
ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ №9 |
МЕДПРОМУ ПЕРЕКРЫЛИ КИСЛОРОД |
Иностранные производители медицинской техники и оборудования сегодня диктуют условия нашему здравоохранению
Отечественную медицинскую промышленность на протяжении уже многих лет последовательно уничтожают с упорством, достойным лучшего применения. За прошедшие после перестройки годы она претерпела почти 10 реорганизаций, побывала в подчинении у пяти разных министерств, включая Минздрав и Минпромэнерго. Сегодня, вроде нелюбимой падчерицы, российская медицинская промышленность тяготит своими заботами тех, кому поручено за нее отвечать: мороки - много, навару – никакого. Вот распределять заказы на медтехнику и оборудование – это дело интересное, денежное! Тут желающих хоть отбавляй. Итогом же такого «заинтересованного» распределения становится дальнейшее удушение отечественных производителей. Можно не сомневаться, что уже в ближайшее время это самым негативным образом скажется на состоянии российского здравоохранения, здоровья нации, усугубит и без того непростую демографическую обстановку в стране.
История вопроса
Наша цивилизация уже вплотную подошла к тому, что повсеместно будут вживляться биочипы для мониторинга человеческого организма в повседневной жизни. Это революционный прорыв не только в медицине, но и в производстве медицинской техники. И в большинстве развитых стран к нему готовятся, вкладывая немалые средства в развитие предприятий данного профиля. Мы же широко шагаем в обратном направлении: разрушаем то, что создавалось трудом и талантом многих поколений российских инженеров, мастеров и рабочих, имеет солидные, общепризнанные достижения и богатые традиции.
В России производство медтехники на государственном уровне было организовано по Указу Петра Великого еще в 1721 году на Аптекарском острове в Санкт-Петербурге.
Завод этот (в советское время названный «Красногвардеец») за 285 лет существования многое перенес. Чтобы перечислить все его заслуги понадобиться немало времени и бумаги. И все же главная из них – бесперебойное обеспечение мединструментом и другой медицинской техникой госпиталей и больниц в годы Великой Отечественной войны.
Серьезные проблемы у отечественного медпрома начались в 80-е годы прошлого столетия. Уровень оснащения медтехникой стал вызывать все больше нареканий как со стороны больниц, так и со стороны простых граждан. Поэтому в 1988 году Совмин СССР принимает Постановление «О первоочередных мерах по повышению технического уровня, увеличению производства изделий медицинской техники…». Документом предусматривалось с 1989 по 1995 г. увеличить производство с 1285 млн. рублей ($1,835 млрд.) до 3437,5 млн. рублей ($4,910 млрд.), провести коренную реконструкцию и строительство 52 новых предприятий и поставить 298 000 санитарных автомобилей (для сравнения нацпроект «Здоровье» предполагает 7000 аналогичных автомобилей в год, что в 7 раз меньше!).
Постановление так и осталось на бумаге из-за известных экономических проблем, обострившихся в стране в те годы.
Сегодня такие масштабные планы уже никто не рассматривает. Современный промышленный потенциал в области производства медтехники составляет свыше 1200 предприятий и организаций различных форм собственности. На 90% это частные предприятия с суммарным годовым объемом около 12 млрд. рублей ($443 млн.), выпускающих около 40 тыс. наименований продукции. То есть одно предприятие в среднем выпускает продукции на 10 млн. рублей, что соответствует мастерской, а не высокотехнологичному предприятию.
Хотя потенциал имеется немалый, в том числе по линии производства наукоемкой медицинской аппаратуры. Так, российская рентгендиагностика сегодня обеспечена аппаратами отечественного производства.
Очевидны успехи наших производителей мониторных систем для интенсивной терапии, прикроватного наблюдения, операций. Этот список достижений можно продолжать. Но специалисты хорошо знают, что он недостаточен для удовлетворения нужд современной отечественной медицины.
В России так и не налажено производство высокоинформативных и наукоемких, автоматизированных приборов и аппаратов. А современная диагностика без такого класса приборов уже не обходится.
Это отставание в значительной степени стало результатом закрытия ведущих отраслевых институтов - разработчиков медтехники. Первым из них пал в ходе приватизации в 1992 году Всесоюзный научно-исследовательский и конструкторский институт медицинской лабораторной техники. Затем НПО «Медоборудование». И наконец в 2003 году был продан и превратился в доходный дом от аренды головной институт отрасли ЗАО «ВНИИМП-ВИТА» (в прошлом ВНИИ медицинского приборостроения с опытным заводом площадью 12 тысяч кв. метров).
Параллельно с институтами разорили и заводы - флагманы медицинской промышленности: упоминавшийся выше «Красногвардеец», Нижнетагильский медико-инструментальный завод, ОАО «Мосрентген», Рыбинский оптико-механический завод.
Показательна история с очковыми оправами и линзами. В начале 90-х годов можно было купить готовые или заказать по баснословно низким ценам китайские очки – 150 - 200 рублей. Сегодня минимальная цена заказа очков – 1100 - 1200 рублей. Разорив российские заводы очковой оптики, иностранные монополисты стали диктовать новую ценовую политику.
Страна стремительно теряет уровень медико-технической безопасности, поскольку сегодня производит уже менее 25% медицинских изделий от необходимого количества и вследствие этого прогрессивно нарастают затраты на приобретение зарубежной техники и изделий.
Отечественный медпром в прединфарктном состоянии
Отдельно хочу остановиться на производстве в стране медицинского инструмента. Лично у меня создается впечатление, что ни в руководстве здравоохранения, ни в правительстве страны не осознают последствия его сворачивания.
Полагаю, нет особой необходимости объяснять, что без наличия нормального медицинского инструмента не способно работать ни одно звено лечебной сети, начиная от фельдшерского пункта в селе и заканчивая крупной многопрофильной больницей или научным медицинским комплексом. В ходе всех войн двух последних столетий Россия обеспечивала и передовую, и тыл медицинским инструментом собственного производства. Сегодня он производится в стране в основном на трех заводах - это «МИЗ-Ворсма», Медикоинструментальный завод им. А.М. Горького и Казанский медикоинструментальный завод. Остальное - на других средних и малых предприятиях.
За четыре последние года ситуация в этой отрасли медицинской промышленности резко ухудшилась. Сегодня она близка к прединфарктной. Спад выпуска составил от 26 до 75% по различным видам инструмента. Под угрозой полной остановки находится производство одноразовых игл и шприцов. В то же время наблюдается весьма странная тенденция в обеспечении российской лечебной сети импортным медицинским инструментом. Многочисленные московские и региональные сертификационные органы, не владеющие средствами контроля, выдают зарубежным фирмам сертификаты на ввоз и торговлю инструментом далеко не лучшего качества.
Анализ динамики импорта мединструмента в Россию показывает рост по Китаю на 28%, по Корее на 208%, по Пакистану - 410%! При этом качество импортного инструмента зачастую не соответствует принятым в нашей стране стандартам. ВМИНИМИ (г. Казань) и «СК ТБ «Мединструмент» были проведены испытания инструментов из Пакистана и Китая. Их результат: инструменты не выдержали испытаний по твердости, обнаружена коррозия и др. Странно, что в отношении такого сомнительного оборудования не действует (или не хотят задействовать?) Федеральный закон 2003 года № 165 «О специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»! Мало того, российские предприятия - производители качественного медицинского инструмента, вынуждены сами доказывать демпинг иностранных компаний в соответствующих российских органах. Безуспешно. В результате цены отечественного и зарубежного производителя разнятся уже не на проценты - в разы.
Предвижу возражения, что весь мединструмент, поставляемый в Россию, имеет сертификаты соответствия. Однако, во-первых, сертификаты выдаются на образцы продукции, а не на серийный инструмент, во-вторых, не проводятся инспекции предприятий - производителей на всем цикле производства, что является обязательным условием в странах ЕЭС и США. Только Россия этого не делает!
Зато у нас идет активный процесс подталкивания к банкротству отечественных предприятий-производителей мединструмента, что закономерно приведет к последующей потере уникальных технологий, и, главное, мастеровых людей, владеющих этими технологиями. Следующим шагом станет полная зависимость отечественного здравоохранения от заграничного импорта. А это будет уже не только экономический, но и политический рычаг давления на нашу страну.
Антинациональный подход к национальному проекту
В текущем году вроде бы наметился долгожданный перелом в отношении российской власти к отечественному здравоохранению. Выделение бюджетных финансовых средств в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» на оснащение лечебно-профилактических учреждений в сумме 37 млрд. рублей составляет три годовых объема выпуска всей медицинской техники в стране. Промышленность расценила это как долгосрочный госзаказ на производство медтехники, позволяющий сохранить рабочие места и научно-технический потенциал отрасли.
Росздрав рассудил по-другому. Уполномоченный проводить конкурсы на поставку медтехники, он большую часть заявок российских производителей отклонил по разным формальным причинам еще на этапе предварительного отбора. Так, остался не у дел «Уральский оптико-механический завод» с единственным в стране автоматическим биохимическим анализатором и другими уникальными медицинскими изделиями. Обращение губернатора Свердловской области Э. Росселя к М. Фрадкову не возымело действия. Не были приняты во внимание и обращения руководителя Федерального агентства по промышленности Б. Алешина, в котором было предложено Конкурсной комиссии принять дополнительное решение и допустить к конкурсу Ижевский завод медицинской техники, Ростовский НПП «Монитор»(электрокардиографы); Московские НПО «Экран» и ПФК «Изомед»(ультразвуковые диагностические аппараты); Питерский ОАО «Оптимед» (эндоскопическое оборудование).
В результате из общего объема закупок отечественной продукции принято к поставке: лабораторное оборудование и диагностикумы - 1%; ультразвуковое диагностическое оборудование - 4,6%; электрокардиографическое оборудование - 8,8%; эндоскопическое оборудование - 20,3%; рентгеновское оборудование - 79,5% . И лишь по автотранспорту поставки почти полностью отданы российскими предприятиям (видимо сработала возможность доступа владельцев этих предприятий к высшему руководству страны).
Нормальными подобные показатели никак не назовешь.
При этом Росздрав упорно не желает видеть в составе конкурсной комиссии представителей ассоциации «Союзмедпром», поскольку они защищают отечественных производителей и могут помешать реализовывать отлаженный механизм лоббирования интересов иностранных компаний и всевозможных посредников.
В чем суть этого механизма?
Технические задания на конкурс пишутся с мелкой детализацией и второстепенными подробностями под заранее выбранную иностранную компанию. Одним из ярких примеров стало проведение ФГУП «Российское объединение «Медтехснаб» конкурса на поставку стерилизационного оборудования на сумму 171 млн. рублей. Ведущим отечественным предприятием в этой сфере является «Тюменский завод медоборудования и инструментов». Однако требования в документации были составлены под конкретное импортное изделие, что исключило возможность завода стать участником конкурса. Несмотря на явные преимущества и экономию в 16 млн. рублей, победителем конкурса признана московская посредническая фирма ЗАО «Медстор».
Понятно, что я не единственный, кто видит «странности» выбора Росздравом поставщиков медоборудования. О том, что «фактически не отработан механизм обеспечения оборудованием амбулаторно-поликлинических учреждений» еще в ноябре прошлого года предупреждал президент Торгово-промышленной палаты Е. Примаков в письме на имя первого вице-премьера, куратора нацпроектов Д. Медведева. Признает необходимость совершенствования механизма закупок и привлечения к ним общественных объединений и первый заместитель министра здравсоцразвития В. Стародубов.
Вдвойне обидно, глядеть на бреши в национальном проекте «Здоровье», позволяющие наживаться на нем иностранным компаниям в ущерб нашим. Понятно, что отдавая заказы на поставку медоборудования иностранцам, мы укрепляем ИХ промышленность, ИХ экономику, здоровье ИХ трудящихся. И наоборот - разрушаем собственную экономику, плодим безработицу и ее последствия - болезни.
Хотя справедливости ради следует сказать, что попытки переломить ситуацию властью все же предпринимались. Так, в соответствии с протоколом заседания правительства России, которое проходило в июле 2004 года, Минэкономразвития и другим министерствам было поручено разработать стратегии развития отечественной промышленности, предусматривающие определение приоритетных целей и задач в области технологий, науки и инноваций, перечни федеральных целевых программ, план мероприятий по их реализации. В Минэкономразвития РФ тогда даже началась работа над первой редакцией «Основных направлений стратегии промышленного развития России». Наверняка в этом документе не обошли бы стороной и медицинскую отрасль. Однако правительственное поручение было добросовестно завалено, основополагающего документа для развития отечественной промышленности как не было, так и нет.
А будь приняты «Основные направления», более эффективным получился бы и нацпроект «Здоровье», и он бы обязательно предусматривал конкретный комплекс мер по восстановлению потенциала и развитию медицинской промышленности России.
А пока она в загоне, на Западе, а у нас очень любят ссылаться на его опыт, все обстоит с точностью до наоборот. В США федеральное правительство выступает в одном лице главным предпринимателем, заказчиком товаров и услуг для нужд госпотребления и заодно главным банкиром. Масштабы и направления государственного хозяйствования страны характеризует структура расходной части федерального бюджета США. Эта структура построена по функционально-целевому, т.е. программному принципу. Она включает затраты на выполнение свыше 3000 военных, научно-технических, экономических, социальных, в том числе по здравоохранению и иных программ. Несмотря на дешевую рабочую силу за рубежом, Америка тратит на развитие своих медицинских заводов более 45 млрд. долларов в год. А их система контроля качества (его осуществляет FDA - Управление по контролю за продуктами и лекарствами США) прямо подчинена закону № 21 «Национальная безопасность»!
Главным инструментом организации и управления этим огромным рынком товаров и услуг служит Федеральная контрактная система США. Миф о всесилии свободного рынка рухнул и развеялся до основания давно, а точнее после двух тяжелейших кризисов, прокатившихся по стране в 1969 - 1970 и 1974 - 1975 годах.
России вряд ли стоит повторят чужие ошибки. Поэтому нам надо строить государственный рынок товаров и услуг на основе уже имеющихся принципов рыночного хозяйствования промышленно развитых стран Запада. Сегодня у нас государственные расходы - главный и постоянный источник развивающейся экономики. Создавая механизм современного цивилизованного хозяйствования, необходимо решить задачу перехода к рыночной, контрактной экономике.
В числе этих мер - принятие федерального закона о программно-целевом развитии основных отраслей экономики. Вот тогда можно будет развивать российскую медицинскую промышленность, как одну из высокотехнологичных, наукоемких и прибыльных отраслей, обеспечивающей жителей России современной медицинской помощью и сберегающей главное достояние страны - ее народ. Строить бюджет государства Российского на доходах от «трубы» - экономический тупик, ведущий к реальному кризису с непредсказуемыми последствиями.
Автор – заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, член Президиума Российской академии медицинских наук, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки.
Окончание материала - «НВ» №10.
|
|
|
стр.8 |
// КОЛЕСНИКОВ Сергей |
|
|
Взгляд из Америки: очаги терактов по-прежнему имеют северокавказскую прописку |
Атеисты и верующие – актуальное противостояние ХХI века |
Казахстан: войска стреляют в мирных людей |
Слушается дело об убийстве Свиридова |
Премия Леонида Вышеславского – А. Зараховичу и Г. Фальковичу. |
|