Сегодня: Пятница, 20 сентября
Поставить закладку  |  Сделать стартовой
НАШЕ ВРЕМЯ - Еженедельная общественная газета
НАШЕ ВРЕМЯ - номер в лицах:
Первая еженедельная аналитическая газета Оглавление номера 219 от 21-21 ноября
Карта сайта |  Редакция  |  Реклама  |  Архив  |  Запасники  |  Опросы  |  sitemap

Живая очередь
ТЕМА НОМЕРА

НОВОСТИ ДНЯ

НОВОСТИ-1

ГРАЖДАНЕ

ИНСАЙД

РЕПОРТАЖ

ТРЕНДЫ

ПРОБЛЕМЫ

НОВОСТИ-2

ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ

БЕЗОПАСНОСТЬ

ПУТЕШЕСТВИЯ

ДОМ И ДАЧА

ИЗЮМ СЕТИ

УМНЫМ

ПОДРОБНОСТИ

ОКОЛОСПОРТ

ЧТО ЕСТЬ

НОВОСТИ-3

ЗАКОН И ПОРЯДОК

ТЕХНО

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

ОБРАЗОВАНИЕ

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

25-Я ПОЛОСА: ИНТЕРНЕТ

Туризм

НЕДВИЖИМОСТЬ

БУДЬ ЗДОРОВ

РЕКЛАМА

ТЕНДЕНЦИИ

ПОДРОБНОСТИ

МОДА

Что наша жизнь - игра!

НАШЕ ВРЕМЯ по авторам:
поиск по сайту:


GAZETANV
Архив номеров:
№218 от 28 августа
Пассивный Заработок: Плюсы и Минусы

№217 от 31 марта
Нейронные сети – начало новой эпохи

  Весь архив
НАШЕ ВРЕМЯ в интернете:
RSS трансляции
https://www.gazetanv.ru/rss.xml

 


ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ №70 ПРОГНОЗ
Небезопасный кекс
ЗАЧЕМ РОССИИ ИМПОРТНЫЕ ПРОДУКТЫ?



Одно из главных условия выживания государства – обеспеченность населения едой. Если её не хватает, государство утраивает устойчивость: люди начинают не только вымирать от недоедания, но и выражать своё недовольство всеми доступными способами, вплоть до организации бунтов. Насколько близко Россия подошла к критической черте, за которой для неё нет будущего?



Вопрос о продовольственной безопасности в нашей стране стоит крайне остро. Даже несмотря на отсутствие явных признаков кризиса в этой сфере. Скажем, сейчас нет заметного дефицита еды в магазинах, который памятен нам по последним годам существования СССР. Да и люди не едят друг друга по крайней необходимости.

Впрочем, мы находимся на грани. Сегодня 46% продовольствия завозятся в Россию из-за рубежа. Чтобы точно понять, насколько вопиюще данное число, представьте себе, что из вашего холодильника исчезла почти половина еды. И ещё представьте, что вместо четырёх сосисок на завтрак вы отныне будете получать чуть более двух, а вместо ста граммов «с устатку» - всего полстопки. И так – всю жизнь. Не правда ли, звучит ужасно?

Ради справедливости надо заметить, что нынешние 46% всё равно существенно меньше показателя, имевшего место быть в середине 90-х, когда съедобный импорт достигал 80%.

Однако суть дела остаётся прежней – не может чувствовать себя спокойно стана, закупающая для пропитания столько же, сколько сама и производит.

Точно так же нельзя расслабляться из-за того, что в некоторых государствах дела обстоят ещё хуже. Разве можем мы быть довольны собой, если многие семьи в России недоедают самых нужных продуктов, а ситуация с сельским хозяйством, нашей кормилицей, поистине ужасает?



Другая сторона еды



Понятие «продовольственная безопасность нации» возникло тогда, когда мир столкнулся с глобальным парадоксом: абсолютное перепроизводство продовольствия в развитых странах весьма затейливо стало сочетаться со страшным голодом в недоразвитых африканских и азиатских державах.

Стало очевидно, что хроническое голодание сотен миллионов людей связано не столько с теорией убывающего плодородия земли или с неразвитостью собственного сельскохозяйственного производства в беднейших государствах, сколько с уровнем экономического развития. Населению банально недоступно продовольствие по тем ценам, по которым оно поступает на рынки.

Отсюда делаем вывод: продовольственная безопасность в широком контексте означает уровень доступности продуктов питания для основной части населения страны для поддержания нормального образа жизни.

И, как считают экономисты, эта самая безопасность является в меньшей степени проблемой агропродовольственного сектора, и в значительно большей – проблемой макроэкономической, связанной с эффективностью общественного производства, уровнем и дифференциацией доходов населения, безработицей и так далее.

То есть развитая страна прокормит своих граждан, неразвитая – категорически нет. Развитая даже может пойти на дополнительные закупки продовольствия за рубежом, дорогое удовольствие, которого лишена неразвитая.

Впрочем, не правильнее ли будет обеспечить такое развитие своего сельского хозяйства, чтобы никогда не ходить за едой в другие государства, примерно как к соседке за солью?



Недоедание в процентах



Недавно «Левада-Центр» обратился к гражданам России с вопросом: «Что недоедает ваша семья?». И граждане России принялись жаловаться. Оказалось, что 49% опрошенным в рационе не хватает рыбы, 39% - мяса и фруктов. Ещё 12% и вовсе сообщили, что бакалеи.

Глас народа удачно дополняется мнением знающих людей. По словам главы Экспертного института РСПП Андрея Нещадина: «На сегодня самыми проблемными продуктами являются мясо, молоко и рыба. Мы можем как угодно клеймить восьмидесятые годы, но тогда потребление мяса было 78 килограммов на одного человека в год. Сейчас – 53 килограмма при нормативе в 80 кило. По молоку данные такие же: 250 кило, норма – 346. Рыбы в 1987 году потребляли 20 кило, при норме 24 килограмма, а сегодня – всего 12. Эта ситуация такова не потому, что мы ничего не производим. Дело в том, что потреблять мясо или хотя бы колбасные изделия сегодня может позволить себе семья со средним душевым доходом не менее 5000 рублей в месяц. Ещё одна простая математика: минимальная заработная плата тогда была 70 рублей, а живая рыба стоила 1 рублей 20 копеек, сейчас рыба стоит 120-130 рублей, а минимальное жалование – 2500 рублей. Думаю, комментарии излишни».

Чем меньше денег, тем меньше еды. Чем меньше еды, тем хуже здоровье. Чем хуже здоровье, тем меньше денег. Ну и снова по кругу. Выход в данной ситуации, получается, только один – повысить доходы населения. Но вместо столь приятного для всех нас шага государство пытается просто сдерживать цены на еду. Сизифов труд.

Но продовольственная безопасность страны связана не только с обилием продовольствия, а ещё и с тем, насколько оно качественно. А здесь, кстати, тоже многое упирается в цену вопроса.

Возьмём хотя бы такой символ стабильности и благополучия, как колбаса. Максимальный выход у этого продукта – 108-110%. То есть если мы заложили килограмм мяса в сырьё, то получили в готовой к потреблению «Докторской» или «Чайной» 1 килограмм 80 граммов.

«А если у нас мясо стоит 120 рублей, то как колбаса может стоить 80 рублей? Значит, добавляются белковые стабилизаторы, соя, крахмал.. Почему? Потому что по реальной цене население не сможет покупать колбасу. Сейчас, при всей критике импортных «ножек Буша», они стоят 60 рублей, что доступно бабушкам-пенсионеркам. А если мы введём ограничение на их импорт, отечественные ноги будут стоить полтора доллара? Поэтому мы должны будем либо повысить бабушке пенсию в два раза, либо сказать ей, что мясо теперь будет только на картинке,» - говорит Нещадин.



Сельская нехозяйственность



Действительно, картинками запасаться давно пора. Объем отечественного сельхозпроизводства уменьшился за постсовесткие годы вдвое. Так, в Псковской области этот показатель по отношению к 1990 году составляет 45%, Липецкой – 56%, Курганской – около 53%, Воронежской - менее 50%, Московской – 53%.

По сравнению с 1990 годом, производство мяса и молока в России сократилось вдвое, поголовье крупного рогатого скота – втрое, а это даже меньше, чем оставалось скота после гражданской войны. В некоторых регионах – Коми, Тюменской, Астраханской, Магаданской, Воронежской, Омской областях – поголовье скота сократилось в 4-6 раз.

Наш бедствующий АПК испытывает острую нужду в сельскохозяйственных машинах. Только чтобы содержать оставшиеся в севообороте сельскохозяйственные угодья в надлежащем состоянии и получать урожаи, необходимо приобрести не менее миллиона единиц техники.

Душит село диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Сегодня, чтобы купить одну тонну дизтоплива, крестьянину нужно отдать почти 6, 5 тонны зерна, или почти 400 кило мяса, или 2,2 тонны молока. Это в 10-12 раз больше, чем 1990 году.

В 2007 году было обанкрочено около 7 тысяч сельхозпредприятий. Но здесь крестьяне жалуются не только на организованную преступность, но и на поведение некоторых государственных служб, созданных, казалось бы, для того, чтобы приносить пользу отечеству. Налоговиков, судебных исполнителей, приставов, представителей санитарных служб на селе называют так и называют – «ликвидаторами деревни».

Наше государство, вместо того, чтобы поддерживать отечественного, субсидирует зарубежного крестьянина. Оно по-прежнему рассматривает аграрный сектор как обузу и «чёрную дыру».

Господдержка села минимальна по сравнению с другими странами. Например, в стоимости сельхозпродукции объем госдотаций в странах ЕС составляет 33%, в США – 28%, в Норвегии – 68%, а в России только 6%. При такой политике вступление России в ВТО похоронит село окончательно, и наши 55% мирового чернозёма нам не помогут.

Вызывает тревогу дальнейшая деградация земель сельхозназначения. За последние годы реформ площадь пашни уменьшилась на 24 миллиона гектар, из севооборота выведено более 35 миллионов га посевных площадей. Ухудшается экологическое состояние сельхозугодий. Никто не контролирует состояние земельных ресурсов и организацию эффективного их использования.

Да, сельское хозяйство – не локомотив экономики, но оно – тот самый уголь, на котором и едет паровоз. Не будет топлива – всё остановится.



КСТАТИ



Организация по продовольствию и сельскому хозяйству ООН (ФАО) предрекает в своём докладе «Мировой обзор ситуации с продовольствием», что мировые ценные на еду в следующем году будут уверенно расти. Дорогое зерно повлечёт за собой удорожание прочего – хлеба, макаронных изделий, мяса, молока. По оценкам ФАО, в 2006 году мировые цены на продовольствие выросли на 9%, по сравнению с 2005 годом, а на сентябрь 2007 года рост цен превзошёл вообще все мыслимые пределы, составив 37% к сентябрю 2006 года.

Надо ли говорить, что эта прискорбная ситуация неминуемо сказывается и на России, которая крайне зависима от продовольственного импорта.



СЛОВА



Исполнительный директор Экспертного института при Российском союзе промышленников и предпринимателей Андрей Нещадин:

- Существует три мнения по поводу сельского хозяйства. Первые считают, что сельское хозяйство – это «чёрная дыра», сколько в него не вкладывай, из него никогда ничего не выходит. Вторые – что, наоборот, в АПК надо больше вкладывать, третьи – что законы рынка в этой системе не работают… Но нужно уже придти к пониманию, что сельское хозяйство работает в тех же условиях, что и вся экономика в целом, и непонятно почему мы, применяя одни меры для остальной экономики, не применяем их к селу.

   
стр.10 // КАРАПЕТЯН Манэ

Полное оглавление номера


НАШИ ПАРТНЕРЫ

|

Взгляд из Америки: очаги терактов по-прежнему имеют северокавказскую прописку
В докладе американского госдепартамента о распространении терроризма в мире в 2011 году, который ежегодно направляется в конгресс США, указывается на то, что очаг террористической опасности в России по-прежнему концентрируется на Северном Кавказе.

Атеисты и верующие – актуальное противостояние ХХI века
Закон, предполагающий уголовную ответственность за оскорбление чувств верующих и осквернение святынь, был внесен в Госдуму.

Казахстан: войска стреляют в мирных людей
Сегодня более 3000 человек собрались на мирный митинг на главной площади города в центре Жанаозеня.

Долг платежом красен
Конфликт с российским дипломатом произошел в провинции Конфликт с российским дипломатомв Китае. К нему применили насилие и задержали в одном из офисов во время оказания помощи двум российским гражданам. Последних, в свою очередь, из того же офиса уже пять дней не отпускают китайские партнеры.

Слушается дело об убийстве Свиридова
В Мосгорсуде слушается дело шести уроженцев Северного Кавказа, которые в ночь на 6 декабря затеяли на улице потасовку, в результате которой был убит болельщик московского «Спартака» Егор Свиридов.

Юрий Кукин
У каждого поколения должны быть свои герои. Это, конечно, громко сказано. Тем более, когда при упоминании таковых, в первую очередь, возникает специфический голос, нехитрых несколько аккордов под гитару и удивительное человеческое обаяние. Сразу вспоминается дурацкое: «Хороший парень – это не профессия».

Премия Леонида Вышеславского – А. Зараховичу и Г. Фальковичу.
В Киеве состоялось пятое по счету вручение уникальной поэтической премии имени Леонида Николаевича Вышеславского «Планета поэта» (русская и украинская номинации). Л.Н. Вышеславский – личность легендарная, человек, которому Григорий Петников в 1963 году передал звание «Председатель земного шара».


Издательский дом "Наше время" © Издательский дом "Наше время"
Все права защищены
(495) 951-39-05
Правовая информация об ограничениях | sitemap