ВСЕ ПРОГРЕССЫ РЕАКЦИОННЫ, ЕСЛИ РУШИТСЯ ЧЕЛОВЕК
Указ «О проведении года русского языка» подписал четыре месяца назад президент РФ Владимир Путин и потребовал от губернаторов «уделять самое пристальное внимание» этой проблеме. Председателем организационного комитета по проведению в 2007-м года русского языка стал Первый заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Медведев. Почему первые лица государства озабочены, казалось бы, чисто научными вопросами?
Как отметил выдающийся русский историк Сергей Соловьев, автор классического труда «История России с древних времен», опыт первоучителей наглядно показал: если общество и государство находятся под иностранным духовным прессом, допускают засилье чужеземного языка, то человек не может быть свободен, а государство – независимым.
Это вывод актуален и для нашего времени. Сейчас часто говорят о том, что свобода является высшей ценностью человека. Но современный гражданин славянской страны не может чувствовать себя подлинно свободным, если его фактически принуждают питаться заокеанской духовной пищей, ориентироваться на чужие и чуждые стандарты поведения, сводить родную речь к набору англицизмов. А государство, которое допускает такое положение, не является по существу в полной мере независимым.
Истинная свобода и независимость всегда опираются не на «мультикультурализм», а на собственную духовную основу. И одним из главных ее источников в России и других славянских странах являются письменность и культура, традиции которых заложили Кирилл и Мефодий. Однако в новых исторических условиях эти традиции требуют, конечно, современной интерпретации. Требуют учета новых социальных реалий.
Актуальнейшей проблемой в этом плане является образование и воспитание молодежи, преодоление имеющего место негатива в этой сфере: детской беспризорности, вопиющего неравенства в доступе молодых людей к культурным ценностям, снижение уровня образования населения в целом.
Обращает на себя внимание тот факт, что совсем недавно, в СССР, до 80 % студентов успешно осваивали сложные абстрактные философские дисциплины. А это значит, что выпускники имели довольно высокий интеллектуальный уровень. Сейчас данный показатель снизился до 8-10 %. Это и есть результат реформ, цель которых – пересадить на российскую почву западноевропейские стандарты и способы функционирования системы образования в постиндустриальном обществе.
«Смысл сегодняшних российских образовательных реформ, – отмечает к.ф.н., доцент Московского института стали и сплавов Т. Костылева, в статье, посвященной новым стандартам образования, – сводится к пяти пунктам: упростить, облегчить, сократить, по выбору, за плату. А методологической базой реформирования является американский бихериовизм – методики дрессировки и тестирования знаний, а также эмпирический, сенсуалистский позитивизм от Г. Спенсера до К. Поппера. Однако даже Поппера типичный российский студент не в состоянии осилить».
Вниз по лестнице, ведущей вверх
В школьном же образовании о явном неблагополучии говорят данные регулярных обследований ОЭСР. В 1990 году по чтению и математике российские школьники были на втором месте в мире, в 1995 году – на 15-ом, а в 2000 году – уже на 32-ом, рядом с Бразилией. В декабре 2004 года были подведены первые итоги второго трехгодичного этапа Программы международной оценки образовательных достижений учащихся (PISA-2003), в котором приняли участие более 250 тысяч школьников и студентов из 40 стран, в том числе из России.
Российские школьники показали результат, находящийся в пределах 20-30-го места среди участвовавших в исследовании стран. Однако, несмотря на относительное улучшение результатов, в целом положение остается плачевным. Отрицательно сказывается на состоянии образования в стране линия Министерства образования и науки РФ на усиление коммерциализации системы образования в сочетании с максимальным устранением государства из этой сферы.
Из законодательства исчезли государственные гарантии социальных выплат всем участникам образовательного процесса – от студентов до преподавателей. Школы и средние профессионально-технические училища были переданы с федерального баланса на уровень субъектов федерации. Бюджетная часть высшего образования формально осталась за государством, однако бюджетное финансирование отныне предлагается осуществлять по минимуму.
Нельзя не видеть, что сегодня имеет место прямое нарушение законодательства в области образования. Проверкой Генпрокуратуры установлены многочисленные нарушения прав граждан на общедоступность и бесплатность основного общего образования, предусмотренные в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, ст. 43 Конституции России и ст. 5 закона Российской Федерации «Об образовании». Распространение получили такие нарушения, как ведение учебного процесса при отсутствии лицензии либо истечении сроков её действия, без аттестации и аккредитации. Уставы многих образовательных учреждений не приведены в соответствие с действующим законодательством.
Происки врагов
Разговор о судьбе литературы для подростков, начатый С. Михалковым, заостряет внимание на том, что нам не решить эту проблему (и не только эту) без выработки на общероссийском уровне концепции противостояния всему бесчеловечному и несправедливому, чем сейчас переполнена наша страна. Еще в советские времена Андрей Вознесенский вывел формулу: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». Этот процесс «рушения» до сих пор не остановлен.
«Враги России отчетливо понимают, – пишет академик РАЕН М. Лемешев, – что изначальным условием разрушения государства и устранения народа, его создавшего, является уничтожение языковой культуры, капитуляция народа перед чужой языковой экспансией. Нет, не случайно ежедневно, ежечасно, с маниакальной настойчивостью, средства массовой информации, радио и телевидение, газеты и журналы обрушивают на слушателя, читателя и зрителя такие убого мутантные звукосочетания, как приватизация и презентация, ваучеризация и конверсия, пабликрелейшн и саммит, пресс-релиз и дизайн, гала-шоу и уик-энд и прочую белиберду, уродующую слух, эстетический колорит и смысл русской речи». Создается впечатление, что многие, работающие на радио и телевидении, просто не задумываются над этой проблемой, а щеголяют модными словечками, не учитывая возможных последствий.
В решении насущных проблем российского общества особая роль принадлежит интеллигенции. Вопрос: «С кем вы, мастера культуры?» сохраняет свою актуальность.
Очень точно определил нынешнюю ситуацию писатель Ю. Поляков: «Десоветизация, обернувшаяся «десовестизацией», реформаторство, превратившееся в «реформачество», привели нас всех к очевидному моральному дефолту».
Автор - член-корреспондент РАН, главный редактор журнала «Наука. Культура. Общество»
|