

























НАШЕ ВРЕМЯ по авторам: |
|
поиск по сайту: |
|
|
ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ №13  |
Не выбрасывай чек |
Если автомобилисты начнут судиться за свои права, это будет похлеще Октябрьской революции
Рассматривая проблемы, связанные с автомобилизацией России, согласитесь, будет несправедливым не предоставить слово самим отечественным автомобилистам. Их в стране насчитывается около 30 млн. Понятно, что каждому высказаться на страницах газеты нереально. Поэтому мы пошли по другому пути: задали наиболее актуальные, на наш взгляд, вопросы человеку, длительное время профессионально занимающемуся защитой прав отечественных автолюбителей. Виктор ТРАВИН – президент Коллегии правовой защиты автовладельцев, автор и ведущий популярной программы "Право руля" на радиостанции "Русская служба новостей" – ответил на вопросы нашего корреспондента.
– В Государственной Думе находится на рассмотрении ряд законопроектов, направленных на существенное увеличение штрафов и иных форм ответственности за нарушение правил дорожного движения. На ваш взгляд, это позволит навести порядок на российских дорогах?
– Я периодически вижу разные поправки в Кодекс об административных правонарушениях, в том числе и внесенные депутатами Плигиным, Федоровым. Все они направлены на ужесточение ответственности за нарушение ПДД.
При внесении этих поправок их авторы любят ссылаться на западный опыт. Там штрафы действительно значительно больше.
Но и зарплаты там совсем другие. Это надо учитывать.
Хотя, понятно, что 50-рублевые штрафы для большинства россиян никакой воспитательной роли не играют. Увеличивать, конечно, надо. Но, выступая в роли защитника "угнетенных" водителей, а не парламентариев или гаишников, я полагаю, что делать это можно при соблюдении двух условий.
Первое. Только при дифференцированном подходе. Хотя в кодексе и прописано, что штрафы назначаются в пределах вилки от 50 до 100 рублей или 300 – 500 рублей, надо эту разницу серьезно увеличивать. Для наглядности приведу пример президента финской компании "Нокиа", который за превышение скорости заплатил штраф в 100 тыс. долларов. Там занимается назначением штрафов не дорожная полиция, а специальная комиссия. Она выясняет, где работает нарушитель, сколько получает. Они все учли и назначили штраф в 100 тыс. долларов. Это даже президента крупной компании заставит ощутить тяжесть наказания.
– Но это уже не сотрудник ГИБДД должен определять…
– Да, специальная комиссия.
Меня, правда, обвинят в попытке создать еще одну бюрократическую структуру. Ну и пусть. У нас их миллион. И от того, что еще одна добавится, ничего страшного не произойдет. Но пользы от нее будет больше, чем вреда.
Та же обозленность водителей по отношению к властям будет не такой острой.
Относительно штрафов должен быть прописан верхний и нижний предел. Сейчас верхний предел 2,5 тыс. рублей. Давайте установим 50 тысяч руб. И пусть компетентная комиссия разбирается, кого, за что и какой суммой можно наказать.
Теперь про второе условие.
Должны быть не только наказания, но и поощрения добросовестных водителей – моральные и материальные. Допустим, снижение размера штрафа за нарушение ПДД, если водитель три последних года ездил без замечаний.
Еще одно важное условие – из всей этой системы должно быть удалено ГИБДД. Только составление протокола. И больше ничего.
За нарушениями должны следить специальные камеры, как это принято в передовых странах.
– Вопросы автострахования сегодня в центре внимания. В этой сфере готовится целый ряд интересных законодательных инициатив, в том числе и предусматривающих сохранение за водителем страховых бонусов в случае продажи им своего автомобиля. А если у гражданина в собственности несколько автомобилей?
– Все очень просто. Страховка должна оформляться не на машину, а на водителя. Пока у нас идет привязка к машине. Продал машину – все твои бонусы сгорели. Это несправедливо. Но страховщикам это выгоднее. При такой системе у них больше доходов.
– Сейчас у российского правительства есть планы введения повышенных запретительных пошлин на автомобили свыше 5 лет. Новые требования предъявляются по нормам Евро 2 и Евро 3. Это действительно вынужденные меры, направленные на качественный рост состояния эксплуатируемой автотехники и повышение безопасности дорожного движения?
– Это садизм. Для европейских машин требования по Евро 2 и 3 никак не зависят от года выпуска автомобиля. Есть машины, за которыми следят и ухаживают.
Им может быть и 20 лет, а они как новенькие. И есть наши российские машины, которым год.
Но они даже не могут пройти техосмотр.
Нельзя вводить ограничения по времени выпуска авто. Можно ограничивать по техническому состоянию.
– Сегодня запретительные пошлины на автомобили старше 7 лет объясняются тем, что надо поставить заслон на пути автохлама в Россию…
– А я скажу, что нечего хлам производить. Уже сколько лет создают льготные условия отечественному автопрому. Но у него ничего не получается. Значит, пора успокоиться. Давайте перепрофилируем заводы на то, что у нас получается делать лучше. Те же танки, к примеру. А на проданные за рубеж танки закупать современные станки. У нас сейчас на автозаводах разболтанные станки, на них невозможно производить современный автомобиль.
– Безопасность наших автомобилей тоже не выдерживает никакой критики.
– В Европе во многих странах запрещены наши "Жигули", потому что не соответствуют никаким нормам безопасности – ни активной, ни пассивной.
– И изменения могут произойти в лучшую сторону в отечественном автопроме в ближайшие годы? На АвтоВАЗе вот новая команда активно что-то пытается сделать…
– Ничего не будет. Нельзя сделать скачок в том, в чем отстали уже лет на 70. Имеет смысл налаживать отверточную сборку по примеру "Форда Фокуса". Или пусть приезжают и учат нас производить качественные машины.
– Президент подписал указ о существенном уменьшении числа спецномеров и спецсигналов на транспортных средствах. Как вы считает, это достаточная мера для решения данного вопроса?
– До этого нас раздражало 7,5 тыс. мигалок. После указа останется одна тысяча. Но на самом деле разница небольшая.
Раздражать нарушители с мигалками все равно будут. Потом есть различные маленькие хитрости, чтобы получить особые права на российских дорогах. К примеру, на одной из спецтрасс начальник местного ГИБДД за определенную сумму выдавал желающим специальные наклеечки с голограммой на лобовое стекло. На этой трассе эти стикеры действовали не хуже спецсигналов и спецномеров.
Остаются престижные номера. Спецталоны тоже пока никто не отменял, как и телефонное право.
Лучше вообще отменить для гражданских машин всякие спецномера и спецзнаки. Если очень надо, пусть ездят в сопровождении ГИБДД. Заодно и все приобретенные за деньги левые знаки привилегий на машинах станет невыгодно эксплуатировать.
– Ситуация с парковкой автотранспорта в столице внутри Садового кольца стала уже катастрофической. Плюс еще массовые эвакуации автомобилей. Прокомментируйте эту ситуацию.
– Заместитель генерального директора городской службы платных парковок недавно у меня в эфире честно заявил, что деньги с автомобилистов собираются для того, чтобы им было невыгодно в центре парковаться.
То есть задача соответствующих городских служб не организовать парковки, а с помощью финансового рычага выдавить нас из центра города. Сейчас чиновники собираются ввести в центре специальные зоны. Никакого отношения к решению экологической проблемы это не имеет.
Звучат обещания, что будет сделан мониторинг города по загрязнению окружающей среды.
Я могу предсказать, что в список наиболее неблагополучных попадут территории, примыкающие к Госдуме, Совету Федерации, Конституционному и Верховному судам, мэрии. Тут чиновники проводят больше времени. Вот они и озаботились своим здоровьем.
Я вас уверяю, что в самом страшном в этом отношении в городе районе – Капотне – не будет никаких ограничений по экологии.
Что касается эвакуации неправильно запаркованных автомобилей. За каждую эвакуацию берут 3 тысячи рублей. По городу это колоссальные деньги.
Сейчас закупается еще сто эвакуаторов. Бизнес расширяется.
Городу от него перепадают копейки.
На самом деле это не интересы города. Это чьи-то личные финансовые интересы.
В интересах города создавать места для парковок. В интересах города, чтобы люди приезжали в центр. Иначе рестораны, магазины вынуждены будут переместиться в иные места. Туда, где владельцам авто будет более комфортно. Именно эти люди – клиенты всех перечисленных заведений.
– Раз уж пошел разговор об экологии и состоянии автотранспорта, то, может, надо начинать с наведения порядка с качеством бензина, которым наши машины заправляются?
– Ничего хорошего здесь ждать не приходится. Потому что государство вмешиваться в это не будет. А со всеми контролирующими организациями можно договориться за взятки. Как было одно время со специальным знаком качества на заправках. Поначалу присуждали их по-честному. А потом стали продавать эти знаки, и они появились на всех заправках.
Можно рассчитывать лишь на то, что инициатива должна пойти снизу.
Мне понравилась дамочка, которая пришла в Макдоналдс, обожгла палец и судилась.
– Она проиграла.
– Это неважно. Главное, что судилась. Об этом все узнали.
Другие, по ее примеру, пойдут судиться за собственные права уже более подготовленными.
Представьте себе, дорогой "Лексус" сломался из-за плохого топлива. Тут уж целый ЮКОС можно на четвереньки поставить. А если пять таких "Лексусов"? Хозяева таких машин могут позволить себе хорошего юриста. Даже если тридцать дел истцы по таким делам проиграют, а один выиграет, он поднимет еще 70 или 100. И процесс этот будет шириться.
Тут главное – подготовиться к защите своих прав. Заправился – чек не выкидывай. Машина стуканула – вези на экспертизу в автосервис. За свои деньги это будет быстрее. Доказательств наберется всегда, и велика вероятность, что суд займет вашу сторону. А если еще идем в суд на основании Закона о защите прав потребителей… Мы, во-первых, освобождаемся от пошлины. Вовторых, там появляются очень серьезные дополнительные санкции против фирм-нарушителей. Мало не покажется.
Не идет это пока в том числе и потому, что люди не хотят терять свое время, зная, насколько муторно отечественное судопроизводство. Но в суд можно и не ходить. Заявление можно отправить по почте, приложив чеки, квитанции и свидетельские показания. Могут рассмотреть дело и в ваше отсутствие при соответствующем заявлении.
– С автосервисами тоже лучше бороться такими методами, если он провел некачественно работу или химичит с гарантией?
– Вы знаете, что если вы сдаете гарантийную машину на ремонт и выясняется, что нет в наличии требуемой запчасти, в разумные сроки ремонт не производится. Тогда можно потребовать замены машины на новую. Если бы кто-то хоть один раз пошел бы в суд, выиграл дело, я вас уверяю, к клиентам в этом автосервисе стали бы относиться куда более уважительно.
Я всегда в этой связи радиослушателям говорю: "Маленькое дело выиграли – тащите сюда. Оно будет большим. Я расскажу о нем всем".
Нам надо научиться бороться за свои права. Помощи ждать тут неоткуда. Если все это осознают и начнут защищать свои права в судах, это будет похлеще Октябрьской революции.
|
|
|
стр.12 |
// ВЕЛИКАНОВ Евгений  |
 |
|