Сегодня: Воскресенье, 19 май
Поставить закладку  |  Сделать стартовой
НАШЕ ВРЕМЯ - Еженедельная общественная газета
НАШЕ ВРЕМЯ - номер в лицах:
Первая еженедельная аналитическая газета Оглавление номера 219 от 21-21 ноября
Карта сайта |  Редакция  |  Реклама  |  Архив  |  Запасники  |  Опросы  |  sitemap

Живая очередь
ТЕМА НОМЕРА

НОВОСТИ ДНЯ

НОВОСТИ-1

ГРАЖДАНЕ

ИНСАЙД

РЕПОРТАЖ

ТРЕНДЫ

ПРОБЛЕМЫ

НОВОСТИ-2

ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ

БЕЗОПАСНОСТЬ

ПУТЕШЕСТВИЯ

ДОМ И ДАЧА

ИЗЮМ СЕТИ

УМНЫМ

ПОДРОБНОСТИ

ОКОЛОСПОРТ

ЧТО ЕСТЬ

НОВОСТИ-3

ЗАКОН И ПОРЯДОК

ОБРАЗОВАНИЕ

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

25-Я ПОЛОСА: ИНТЕРНЕТ

Туризм

БУДЬ ЗДОРОВ

РЕКЛАМА

НАШЕ ВРЕМЯ по авторам:
поиск по сайту:


GAZETANV
Архив номеров:
№218 от 28 августа
Пассивный Заработок: Плюсы и Минусы

№217 от 31 марта
Нейронные сети – начало новой эпохи

  Весь архив
НАШЕ ВРЕМЯ в интернете:
RSS трансляции
https://www.gazetanv.ru/rss.xml

 


ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ №52
Туристам вход запрещён!
УНИКАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ПОСТАВЛЕН НА ГРАНЬ ВЫЖИВАНИЯ



Одесса славится своими музеями. Но есть среди них и такой, который находится в старинном здании, обладает уникальной коллекцией – ее экспонаты имеют мировое значение, однако, вход в него практически закрыт. Это музей кинематографа. Он недоступен по причине недальновидности руководства Одесской киностудии и откровенно варварского отношения Украины к собственному культурному наследию.


Высоцкий: плащ Жеглова
В этом плаще Глеб Жеглов брал «Черную кошку»

Гидом корреспондента «Нашего времени» в наполненном легендами мире одесского кинематографа оказался директор Музея кино Одесского отделения Национального союза кинематографистов Украины, Заслуженный деятель искусств Украины, профессор культурологии Вадим Костроменко. Среди его работ зрителю наверняка запомнились такие как «Чёртова дюжина» и «Поиск», где ему пришлось быть оператором, а также «Квартет Гварнери», «Сто первый» и «Ответная мера», где он выступил как режиссёр. А фильм «Верность», где Пётр Тодоровский был режиссёром, а Вадим Костроменко – оператором, оказался первым на Одесской киностудии, который заслужил награду международного кинофестиваля.

- Когда кино на Украине стало тихо умирать, я нашёл себе такую вот хорошую «экологическую нишу»: занялся собирательством истории Одесской киностудии. – рассказывает Вадим Костроменко. - Я этим увлекался всегда, а сегодня появилась такая должность в Национальном союзе кинематографистов Украины.



Одесса – родина кинематографа



- Здесь постоянно живёт история, - говорит Вадим – Сейчас пишу книгу, хочу, чтобы она была интересной для читателя, поэтому назвал её «История Одесской киностудии в фактах, документах и байках».

Действительно, у одесского кинематографа богатое прошлое. Например, для большинства читателей окажется новостью, что родина кинематографа находится совсем не в Париже, а в… Одессе! За два года до братьев Люмьер главный механик Новороссийского университета Иосиф Тимченко не только построил съёмочную и проекционную аппаратуру, но даже снял две киноленты – «Скачущий всадник» и «Копьеметатель» и продемонстрировал их на съезде естествоиспытателей России. Однако, изобретатель не сумел предугадать то, каким окажется экономический эффект его детища, и не запатентовал своё творение. Поэтому пальма первенства вместе с баснословными доходами досталась французам.

В 1907 году в Одессе началось собственное кинопроизводство. В том году Мирон Гросман начал документальные съёмки, а чуть позже - поставил первый игровой фильм «Тайны одесских катакомб». Предприимчивые одесситы быстро оценили, насколько выгодным является создание «движущихся картинок», поэтому в городе начали возникать киноателье и других предпринимателей. Дело Гросмана не выдержало конкуренции, и нынешней территорией Одесской киностудии завладел другой продюсер – Харитонов. Построенный им съёмочный павильон служит кинематографистам и поныне, сейчас он представляет собой здание бело-розовых расцветок. Как рассказал Костроменко, выкрашенное белым – это бетонные конструкции, а розовым – стены, которые изначально были стеклянными: в то время ещё не умели применять искусственное освещение. А так как в Одессе солнца очень много, то на него и был сделан расчёт. Декорации устанавливали на большом поворотном круге, который перемещался вслед за движением светила.

В Гражданскую войну всё было разрушено, и когда восстанавливали павильон, то оставили стеклянной только крышу, а после Великой Отечественной – полностью перешли на искусственное освещение. В настоящее время, так как Одесская киностудия своих фильмов производит крайне мало, павильон сдаётся в аренду приезжим съёмочным группам, в большинстве своём - из России. В результате студия получает право указывать в титрах своё имя, производство картины считается совместным, внутри Украины фильм уже относится к разряду отечественной кинопродукции, и это, кстати, открывает беспрепятственный доступ российским лентам на украинские телеканалы. Для справки: современное украинское законодательство, касающееся телевидения и радиовещания, постоянно урезает квоты эфирного времени для иностранной продукции, на её трансляцию не может отводиться более 49% эфирного времени. Сейчас Харитоновский павильон использует комик-группа «Маски», здесь же снимается популярная передача «Деревня дураков».



Кузница талантов



В 1919 году кинопроизводство в Одессе было национализировано. Советская власть поняла, что кино – это не только оружие революции, но и прибыльное дело: известно, что доход от кинопроката в СССР полностью покрывал расходы на народное образование и медицину! Начали восстанавливать сеть кинотеатров, но показывать оказалось нечего. Старые фильмы не подходили по идеологическим причинам, а иностранные студии не очень спешили со своими картинами на советские экраны. Поэтому одесситам пришлось возрождать и киностудию. Кстати, из пепла ей пришлось подниматься дважды – после Гражданской и Великой Отечественной войн. С 1945 по 1955 год она была летней съёмочной базой «Мосфильма», потом возобновила выпуск собственных картин.

Одессу можно назвать кузницей талантов. Здесь дебютировал Василий Шукшин фильмом «Два Фёдора», а Марлен Хуциев - «Весной на Заречной улице». Вячеслав Тихонов здесь впервые «примерил» образ советского разведчика, Андрей Тарковский начинал ассистентом режиссёра. Вадим Васильевич рассказывает о том, почему так случилось:

- В 20-е годы прошлого века мир увлёкся дирижаблестроением: немцы построили «Граф Цеппелин», итальянцы – «Италию». На окраине Киева возвели огромный ангар, где предполагалось создавать советские дирижабли. Но, пока его строили, «Граф Цеппелин» взорвался, «Италия» - разбилась над Северным полюсом. Дирижаблестроение свернули, а невостребованный ангар остался. И тут кому-то пришло в голову, что простаивает прекрасный съёмочный павильон! Так началась история киностудии имени Александра Довженко. Но киностудия – это люди, а где их брать? В Одессе! И киевляне переманили многих именитых актёров и режиссёров к себе. Однако наш город от этого не проиграл: мы превратились в стартовую площадку для молодых кинематографистов.



Легенды старого особняка



Дом, в котором размещается Одесское отделение Национального союза кинематографистов Украины когда-то принадлежал Елене Демидовой-Сан-Донато, дочери киевского городского головы Павла Демидова. Во дворе старинного особняка тянутся к небу столетние итальянские сосны.

- Эти пинии помнят Леночку Демидову, - произносит хранитель музея, готовя слушателей к трогательной и драматической истории. - Решив выдать младшую дочь замуж, Павел Павлович купил небольшой участок на Французском бульваре, и построил особняк. Для того чтобы подчеркнуть, что его Леночка не только красива, но и образована, в Италии были заказаны 24 барельефа выдающихся деятелей культуры. Родители нашли своей дочери подходящую пару – ей оказался главный телеграфист на станции Одесса-главная. По тем временам – большая должность, да и человек попался культурный и образованный. Молодые люди встречались, музицировали на рояле в четыре руки, дело шло к помолвке. Но Соня, бывшая возлюбленная этого самого телеграфиста, пришла в этот двор, на это крылечко, вызвала Леночку и плеснула ей в лицо кислоту... Свадьба была расстроена, жених исчез, Леночка стала затворницей, и выходила на прогулки только по ночам, чтобы никто не видел её обезображенного лица. Кстати, у Демидовых во всех поколениях были портреты, причём всегда в фас, и только Елена изображена в три четверти. Так вот, однажды её психика не выдержала, и Леночка попыталась наложить на себя руки. Но её успели вытащить из петли и увезли в Италию на лечение. Это было перед революцией.

Елена Демидова-Сан-Донато дожила до глубокой старости, и благодарные флорентийцы поставили ей памятник за то, что все свободные деньги она отдавала на помощь детям-сиротам. А в её особняке в первые годы советской власти некоторое время размещался детский дом. Так получилось, что в эмиграции деньгами, а здесь – своим поместьем – она выполняла одну благородную функцию. Потом усадьбу объединили с территорией киноателье Харитонова, и так образовалась Одесская киностудия. До 1971 года здесь размещалась вся администрация, тут же монтировали фильмы.



Плащ Жеглова, перчатка Веры Холодной



Гостей музея встречает стеклянный куб, в котором среди лилий лежит перчатка на маленькую женскую руку. Она принадлежала Вере Холодной – первой русской кинозвезде. Практически каждая вещь здесь связана с теми, чьи имена обрели бессмертие. Вот камера, которой были сняты все знаменитые фильмы Александра Довженко. Именно в Одессе ему суждено было обрести мировую славу.

- Работа оператора в те времена была очень тяжёлой, - со знанием дела говорит Костроменко - Нужно было уметь за одну секунду сделать три оборота ручкой, приводившей в движение киноленту: только тогда нормально передавалась скорость движения!

Музей держится на подарках. Разными путями они попадают сюда. Вот «хлопушка», которой ассистент режиссёра даёт оператору сигнал о начале съёмки очередного дубля, обросшая раковинами моллюсков,

- Этот предмет привезли моряки, – рассказывает хранитель уникальной коллекции. – Однажды в Тихом океане выловили.

Эскизы костюмов и декораций. Актёрские пробы. А в этих альбомах – постановочные проекты фильмов: прежде чем снимать фильм, съёмочная группа разрисовывала и прорабатывала каждый кадр фильма, расписывали всё необходимое. Беру в руки альбом с надписью «Эра милосердия». Так этот любимый многими фильм назывался в производстве. Зрителю он известен как «Место встречи изменить нельзя». Вот чёрный кожаный плащ – тот самый, в котором Жеглов шёл освобождать Шарапова из рук «Чёрной кошки»: с Одессой связана главная часть кинематографической биографии Владимира Высоцкого. Почему-то в этот момент мне вспомнился другой эпизод из знаменитой картины, когда Жеглов, подыгрывая себе на пианино, пел романс Александра Вертинского «Лиловый негр»:

«Где вы теперь? Кто вам целует пальцы?
Куда ушёл ваш китайчонок Ли…»



Пустая могила звезды



Эта песня была посвящена Вере Холодной, для которой одесская земля стала последним пристанищем. Её смерть окружена завесой тайны. Она умерла в 1919 году в возрасте 26 лет, по официальной версии – от «испанки». Возможно, что течение болезни усугубили лилии, в изобилии приносимые поклонниками заболевшему кумиру - Вера Холодная любила эти цветы, которые, кстати, обладают сильнейшими аллергенными свойствами и могут вызывать отёки. Есть версия, что актрису отравили, так как по некоторым сведениям она была посредником при передаче взятки французскому консулу, чтобы французские интервенты скорее покинули Одессу.

- Вера Холодная была похоронена на Первом христианском кладбище, - с горечью констатирует Вадим - В 30-е годы ХХ века оно было частично заасфальтировано, частично засажено деревьями, и на его месте сделали парк отдыха, там ещё месяц назад работали аттракционы приезжего луна-парка… И невдомёк было веселящимся, что под асфальтом лежит Вера Холодная, лежит Лёвушка Пушкин, младший брат Александра Сергеевича.

Спустя много лет после смерти Веры Холодной из-за границы в Одессу приехала её младшая дочь поклониться праху матери.

- А вести ее было некуда, - вздыхает Вадим Васильевич. - И я беру грех на душу, и веду её на Второе христианское кладбище. Там похоронен Пётр Иванович Чардынин, который снимал все картины с Верой Холодной. Вот в ограде его могилы и поставили мы памятник первой отечественной кинозвезде, чтобы хоть было куда в день её рождения цветы возложить. Привёл дочь Веры туда, да так правду о пустой могиле ей и не сказал. Она растрогалась, возложила цветы, а когда уезжала – подарила мамину перчатку.



Выборы вместо истории



- Сейчас для меня важнее всего найти того, кто продолжит моё дело, – считает Костроменко - Но есть две трудности. Во-первых, из молодёжи никто за такие деньги работать не будет. А во-вторых, чтобы передать преемнику всю информацию – нужен как минимум год.

Но если бы все трудности этого уникального музея упирались в поиск преемника – можно было бы считать положение дел почти безоблачным. Однако есть проблемы куда более серьёзные.

- Многие туристические компании предлагали мне включить музей в экскурсионный маршрут, - сетует Вадим – всем вынужден отказать: проход через территорию киностудии сопряжён с большой волокитой. Хотя если в здании провести реставрационные работы и сделать отдельный вход с Французского бульвара – музей мог бы приносить немалые деньги!

Дело в том, что Здание, в котором размещается музей, было передано Союзу кинематографистов в вечное бесплатное пользование постановлением Кабинета Министров Украины. Это было хорошо, пока Одесская киностудия оставалась государственным предприятием, но после её приватизации начались сильные трения с собственником, которого такой документ фактически обязывает за свой счёт содержать постороннюю организацию. Понятно, что хозяин старинного особняка пытается и будет пытаться избавиться от такой «обузы». Позицию владельца можно понять, но непонятно другое. Почему собственник здания напрочь отказывается от такой статьи доходов как туризм? Одесса – город курортный, современному туристу нужны зрелища, и если поставить дело правильно, то, как минимум, в убытке не останешься.

- Нынешние скоробогачи многого не понимают, – заметил Костроменко - Вот для того, чтобы сделать фильм – нужно найти средства. Например, нужно мне три миллиона долларов: это для кинопроизводства копейки. Нахожу спонсора. Он спрашивает: «Когда и с какими процентами вернёшь?» А ведь только один процесс производства фильма занимает полгода… Он мне: «Да я эти деньги в бензин вложу, и через месяц у меня будет 300% прибыли!»

Непонятна и позиция украинского государства. Проблему можно решить либо за счёт дотации из госбюджета, покрывающей эту статью расходов Одесской киностудии, либо путём приобретения здания в государственную или муниципальную собственность. Но деньги в украинской казне есть на всё, что угодно, включая разорительные для страны внеочередные выборы, но только не на сохранение уникальных культурных ценностей.

Впрочем, была возможность сделать музей кинематографа гордостью Одессы.

- Мне удалось выйти на Международный демидовский фонд, который находит бывшие владения семьи Демидовых, выкупает их, реставрирует, приводит в порядок, и дарит музеям, – рассказывает Вадим Васильевич. - Прислал им подтверждающие документы, а тут грянула «оранжевая революция»… И Эдуард Россель, президент фонда, отказался выделять деньги на проекты в столь нестабильной стране, как Украина.



   
стр.16 // ДМИТРИЕВСКИЙ Александр

Полное оглавление номера


НАШИ ПАРТНЕРЫ

|

Взгляд из Америки: очаги терактов по-прежнему имеют северокавказскую прописку
В докладе американского госдепартамента о распространении терроризма в мире в 2011 году, который ежегодно направляется в конгресс США, указывается на то, что очаг террористической опасности в России по-прежнему концентрируется на Северном Кавказе.

Атеисты и верующие – актуальное противостояние ХХI века
Закон, предполагающий уголовную ответственность за оскорбление чувств верующих и осквернение святынь, был внесен в Госдуму.

Казахстан: войска стреляют в мирных людей
Сегодня более 3000 человек собрались на мирный митинг на главной площади города в центре Жанаозеня.

Долг платежом красен
Конфликт с российским дипломатом произошел в провинции Конфликт с российским дипломатомв Китае. К нему применили насилие и задержали в одном из офисов во время оказания помощи двум российским гражданам. Последних, в свою очередь, из того же офиса уже пять дней не отпускают китайские партнеры.

Слушается дело об убийстве Свиридова
В Мосгорсуде слушается дело шести уроженцев Северного Кавказа, которые в ночь на 6 декабря затеяли на улице потасовку, в результате которой был убит болельщик московского «Спартака» Егор Свиридов.

Юрий Кукин
У каждого поколения должны быть свои герои. Это, конечно, громко сказано. Тем более, когда при упоминании таковых, в первую очередь, возникает специфический голос, нехитрых несколько аккордов под гитару и удивительное человеческое обаяние. Сразу вспоминается дурацкое: «Хороший парень – это не профессия».

Премия Леонида Вышеславского – А. Зараховичу и Г. Фальковичу.
В Киеве состоялось пятое по счету вручение уникальной поэтической премии имени Леонида Николаевича Вышеславского «Планета поэта» (русская и украинская номинации). Л.Н. Вышеславский – личность легендарная, человек, которому Григорий Петников в 1963 году передал звание «Председатель земного шара».


Издательский дом "Наше время" © Издательский дом "Наше время"
Все права защищены
(495) 951-39-05
Правовая информация об ограничениях | sitemap