передано в форме диалога между человеком, мечтающем о свободе и счастье, и злой тоской, отнимающей его душевные силы. Варламов отходит в данном случае от строгого соблюдения куплетности и отчасти приближается к принципу сквозного развития. Форму баллады он строит на сопоставлении двух резко контрастных разделов. Мелодия первого из них, стремительная, взволнованная, воплощает образ молодецкой удали и отваги. В заключительной части, повествующей о смерти героя, вокальная мелодия близка к речитативу, а мерные аккорды-аккомпанементы создают ощущение оцепенения.
Гектор Луи Берлиоз
Гектор Луи Берлиоз, замечательный французский композитор и литературномузыкальный деятель, появился на свет в 1803 году в Ла-Кот-Сент-Андре, близ Гренобля. Его отец, будучи медиком, хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Выполняя родительское требование, Берлиоз в 1822 году приехал в Париж и поступил в Медицинскую школу. Но влечение к музыке в конце концов пересилило, и он, бросив школу, блестяще сдал вступительные экзамены в консерваторию, за что разгневанный отец лишил его материальной поддержки. Чтобы добыть средства к существованию, Берлиоз устроился на работу в театр «Жимназ» хористом, продолжая в то же время учебу в консерватории. Однако вскоре он оставил это учебное заведение, т. к. был недоволен своим педагогом -профессором Рейхом.
Гектор Луи Берлиоз
Теперь все свободное время Берлиоз посвящает композиции. Его первым крупным произведением была месса, исполненная в церкви Святого Роха, что, впрочем, прошло незамеченным для широкой публики.
В 1828 году Берлиоз вновь поступил в консерваторию, в класс Лесюера, по достоинству оценившего своего гениального ученика и всячески способствовавшего развитию его таланта.
1830 год ознаменовался для молодого композитора первой удачей: за кантату «Сарданапал» он получил премию и как лауреат был послан для усовершенствования своего мастерства в Италию. Примерно тогда же Берлиоз сочиняет Фантастическую симфонию «Эпизод из жизни артиста».
В Италии Берлиоз пробыл всего два года, создав за это время увертюру к «Королю Лиру» и симфоническую поэму «Лелио», представляющую собой продолжение Фантастической симфонии.
С 1828 года Берлиоз, еще учась в консерватории, проявил себя и как музыкальный писатель и критик. В своих статьях он отстаивал право на существование нового вида музыкальной композиции - программной музыки. Понимая, что в творчестве Людвига ван Бетховена инструментальная музыка достигла вершины своего развития, Берлиоз стремится к наибольшей конкретности выражения, в связи с чем он решает обратиться к программе, объясняющей причины того или иного настроения и образа. Он воплощает в своей музыке воззрения, пропагандируемые им в статьях, и в его позднейших творениях еще четче проступают характерные черты его музыкального почерка.
В Италии Берлиоз написал симфонию «Гарольд», реквием по случаю похорон генерала Дамремона, симфонию «Ромео и Юлия» для солистов, хора и оркестра, Траурнотриумфальную симфонию по случаю открытия Июльской колонны в 1840 году и увертюру «Римский карнавал». Созданная им в то же время опера «Бенвенуто Челлини» успеха не имела.
В 1843 Берлиоз отправляется в большое концертное турне по Европе. В Германии,